Смерть под водой: как погибла советская субмарина К-219
© public domainАПЛ К‑219
© public domain
Читать в
Лодка шла на глубине 85 метров, набирая скорость. На борту были 16 баллистических ракет с ядерными боеголовками. Маневр был закончен, когда в одной из ракетных шахт произошел мощный взрыв. 3 октября 1986 года вблизи берегов США потерпел аварию советский атомный подводный крейсер К-219.
Взрыв разрушил часть корпуса судна – в пробоину немедленно пошла вода, из аварийной шахты потянулся токсичный туман, лодка стремительно проваливалась на глубину, командир приказал: всплывать экстренно.
CC BY-SA 3.0 / Mike1979 Russia / Подводная лодка Б-396. Первый отсек. крышки торпедных аппаратов. Посередине станция управления торпедной стрельбой.Торпедный отсек на подводной лодке
Торпедный отсек на подводной лодке
Пожар под водой
За живучесть лодки боролись отчаянно. С одной стороны, ее заливало забортной водой, с другой – на ней разгорался пожар, вытесняя экипаж из отсека в отсек и в конце концов разделив судно на две части. В закрытой намертво зоне навсегда остался матрос Сергей Преминин. Ценой жизни он остановил работу одного из двух атомных реакторов, который не удалось заглушить с пульта управления. Матрос сделал это вручную, работая в тяжелом противогазе при температуре воздуха выше 70 градусов. Жара так повысила давление в реакторном отсеке, что открыть самостоятельно переборочную дверь Сергей не мог. Его товарищи из соседнего отсека пытались ему помочь, но тоже не сумели. Наконец, ситуация дошла до пиковой точки, когда они уже не имели права открывать заклинившую дверь.
Кроме матроса Преминина погибли еще три члена экипажа, всех остальных, полсотни служащих, эвакуировали на подошедшие советские морские суда. К-219 пытались буксировать, и все-таки 6 октября крейсер затонул на глубине 6 500 километров на расстоянии меньше, чем тысяча миль от Бермудских островов.
SOS только для своих!
© РИА Новости / Сергей Компанийченко | Перейти в медиабанкИгорь Курдин, председатель Совета Санкт-Петербургского Клуба моряков-подводников капитан первого ранга
Игорь Курдин, председатель Совета Санкт-Петербургского Клуба моряков-подводников капитан первого ранга
Происшествие на К-219 было экстраординарным. Настолько, что даже советская газета "Правда" дважды написала о нем, хотя и в предельно коротких сообщениях. Подобную информацию всегда засекречивали, ведь это была далеко не единственная советская подлодка, которая "крутилась" вблизи США в годы холодной войны. Об этом рассказал Игорь Курдин – председатель Петербургского клуба моряков-подводников, а главное – бывший старпом на К-219. В ее последний поход Курдин не пошел по чистой случайности: за несколько дней до выхода из порта его отправили на учебу в Военно-морскую академию:
«
"Тогда все наши подводные лодки у берегов США были в постоянной готовности к пуску ракет по американской территории, для этого они там и находились. Дальность стрельбы ракет тех модификаций составляла 3 500 километров, и приходилось подбираться со стороны Атлантического, Тихого океана, чтобы держать США под прицелом. Американцы пытались отследить нашу К-219 с целью немедленного уничтожения. Но лодка успешно отрывалась от слежения, и в момент аварии ее никто не видел".
Спустя почти двое суток после происшествия над К-219 появился противолодочный самолет США Orion, затем спасательный буксир Powhatan, и подлодка Augusta. Они предлагали помощь (и с максимальным увеличением фотографировали и лодку, и подошедшие советские судна). Но, как рассказал Игорь Курдин, в 1986 году для СССР было немыслимо принять помощь от "вероятного противника". К тому же помочь лодке уже ничего не могло.
© РИА Новости / Сергей Компанийченко | Перейти в медиабанкАтомная лодка "Комсомолец" - еще один пример подводной катастрофы
Атомная лодка "Комсомолец" - еще один пример подводной катастрофы
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен