Обведи ПВО вокруг пальца: как Матиас Руст приземлился на Красной площади
© AP PhotoЛегкомоторный самолет Cessna 182 немецкого пилота Матиаса Руста на Васильевском спуске в Москве. 28 мая 1987
© AP Photo
Читать в
Его судили как нарушителя границы, дали срок как "воздушному хулигану" и выпустили по амнистии как "народного дипломата". 2 сентября 1987 года в Москве начался суд над Матиасом Рустом. Немецкий пилот пролетел незамеченным из Гамбурга в Москву и посадил свой спортивный самолет на Красной площади.
Словно в насмешку, Руст прибыл в СССР 28 мая, в День пограничника. Он посрамил не только советские средства ПВО, но и московскую ГАИ: до Васильевского спуска не спеша катился из точки приземления на Москворецком мосту. Вышел, стал раздавать автографы ошалевшим прохожим. Интеллигентный такой очкарик 19-ти лет отроду в фирменном оранжевом комбинезоне.
Миру – мир, конечно
Дело было в разгар горбачевской перестройки. Железный занавес рухнул, и СССР позиционировал себя как открытую страну, которая готова к "наведению мостов" и всячески приветствует "народную дипломатию". В этих условиях простые советские люди Матиаса Руста почти полюбили, хотя к симпатии примешивалась "обида за державу": как это так – какой-то пацан вскрыл без ключа "границу на замке". Сам он держался исключительно "голубем мира". Делал публичные заявления, что сильно переживает за отношения СССР и США, за провал саммита Михаила Горбачева и Рональда Рейгана; что прилетел, чтобы говорить о дружбе. Умиляли его признания, будто бы этим перелетом он намеревался впечатлить свою девушку – был по уши влюблен.
© РИА Новости / Юрий Абрамочкин | Перейти в медиабанкОткрытое заседание судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда СССР по делу гражданина ФРГ Матиаса Руста
Открытое заседание судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда СССР по делу гражданина ФРГ Матиаса Руста
Суд над Матиасом Рустом длился всего два дня, потом его отправили в Лефортовскую тюрьму. СМИ публиковали фото из комфортной камеры: Матиас в костюме и галстуке ест суп, сидя за полированным столиком на мягком стуле. Белые салфетки. На китайском термосе с чаем золотые рыбки. Но все это продолжалось недолго. Через 432 дня его отпустили на все четыре стороны. И даже самолет вернули. Что это было на самом деле, многие понимали уже тогда.
Голубь-провокатор
Особенно хорошо ситуацию знали военные. Советские ПВО не раз готовы были встать на пути следования самолета типа "Сессна-172": три ракетно-зенитных подразделения поднимались по тревоге. Руста не только видели, но и сопровождали истребители: с четырех аэродромов по мере того, как он продвигался вглубь страны, взлетали перехватчики. Никому не давалась команда к действию. Руст даже свободно пересек зону учебных полетов Псковского авиаполка, притом попал в нее подозрительно удачно по времени: когда код в системе "свой чужой" в учебных целях сменили на код "свой – свой". Было много и других странностей.
© РИА Новости / Юрий Абрамочкин | Перейти в медиабанкСуд над западногерманским пилотом Матиасом Рустом, нарушившим 28 мая 1987 года воздушное пространство СССР и приземлившимся на своем самолете на Красной площади
Суд над западногерманским пилотом Матиасом Рустом, нарушившим 28 мая 1987 года воздушное пространство СССР и приземлившимся на своем самолете на Красной площади
Вывод напрашивался один: Матиас Руст – это провокатор. И весь его перелет "во имя мира" – идеально спланированная провокация. Ее цель – провести чистки в армии, сменить генералов, неугодных генсеку ЦК КПСС Михаилу Горбачеву, на угодных ему и "задружившимся" с СССР западным политикам. Так считает руководитель Центра изучения проблем национальной безопасности полковник в отставке Александр Жилин:
«
"С советской стороны на самом высоком уровне было дано добро на проведение этой провокации. Горбачев искал и, наконец, ему подсказали повод освободиться от генералов-государственников: готовилась капитуляция страны, делалось все, чтобы она была расчленена. Так и получилось. А первопричина – предательство изнутри. Вы знаете, что перед провокацией в районе Красной площади были срезаны провода, чтобы они не мешали мальчику сесть? Или что истребителю, который его сопровождал, можно было остановить полет без применения оружия: достаточно было включить форсаж и пройти сверху самолетика на расстоянии трех метров".
© AFP 2024 / Vitaly ArmandПредседатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Горбачев во время общения с журналистами. 26 марта 1989
Председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Горбачев во время общения с журналистами. 26 марта 1989
Всю историю с полетом Руста Александр Жилин называет "колоссальным национальным позором". Но с другой стороны, у того бездействия, которое демонстрировали защитники "советского неба", имелись и вполне объективные причины.
Другие правила игры
В 1983 году над Сахалином был сбит южнокорейский "Боинг-747", он нарушил границу. А через год в Конвенции о международной гражданской авиации появился пункт: не просто "воздерживаться от применения оружия против гражданских бортов", но даже "не ставить под угрозу их безопасность в случае перехвата". Можно сказать, у СССР после подписания конвенции были связаны руки.
Самолет западногерманского пилота М.Руста
Однако конвенции конвенциями, а национальная безопасность "каждый день по расписанию". Александр Жилин уверен, что случай, подобный полету Матиаса Руста, сегодня абсолютно невозможен. Потому что в условиях, когда Россия по периметру границы окружена недружественными "партнерами", оборона работает по принципу мгновенного ответа. Нелегалом "голубь мира" вряд ли залетит.
Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik
Хотите быть в центре событий? Подписывайтесь на радио Sputnik в Instagram.