07:00 13.03.2019
(обновлено: 13:44 03.03.2020)
Дядюшка Сэм: история мясника, ставшего угрозой миру
© REUTERS / Jim BourgДень независимости США
Читать в
Говорят, что у Дяди Сэма был реальный прототип – мясник Сэмюэль Уилсон. В 1961 году конгресс США даже одобрил резолюцию, прославлявшую его как прообраз Дяди Сэма. Хотя ни одного подлинного портрета легендарного мясника до наших дней не дошло.
В этот день, … лет назад
Тринадцатого марта 1852 года нью-йоркская газета NY Lantern weekly опубликовала первое изображение дядюшки Сэма.
Обычно этот оживший, если так можно сказать, образ Соединенных Штатов изображают в виде высокого человека уже в возрасте, седого, с резкими чертами лица, старомодной бородкой, в цилиндре цветов американского флага, во фраке и полосатых брюках. Такой ставший традиционным образ дядюшки Сэма впервые нарисовал художник Томас Наст. Он же, кстати, первым ввел изображение слона как символа Республиканской партии и сделал популярным осла Демократической партии.
© Александр Вильф / РИА НовостиБолельщик сборной США в матче 1/8 финала чемпионата мира по футболу 2014 Бельгия - США на стадионе "Фонте Нова" в Сальвадоре
© Александр Вильф / РИА Новости
Болельщик сборной США в матче 1/8 финала чемпионата мира по футболу 2014 Бельгия - США на стадионе "Фонте Нова" в Сальвадоре
А сам по себе дядюшка Сэм появился во время британо-американской войны 1812 года. Говорят, что Дядя Сэм – это мясник Сэмюэль Уилсон, поставщик провизии в американскую армию. Он маркировал бочки с мясом буквами U.S., то есть United States. Солдаты же в шутку говорили, что мясо прибыло от Дяди Сэма – Uncle Sam, опять же, сокращенно – U.S.
А еще говорят, что все началось со статьи в газете The Troy Post. 7 сентября 1813 года она писала: "Неодобрительная кличка, заработанная нашим правительством, стала почти столь же общеупотребительной, как нарицательное имя Джона Буля для типичного британского буржуа, недалекого и самодовольного".
Одобрительно или не очень, однако в 1961 году конгресс одобрил резолюцию, прославлявшую Сэма Уилсона как прообраз Дяди Сэма. Хотя ни одного подлинного портрета легендарного мясника до наших дней не дошло.
© Абрам Штеренберг / РИА НовостиКарикатура советского художника В.Петренко "О каком улове мечтает дядя Сэм" на Второй международной выставке "Сатира в борьбе за мир"
© Абрам Штеренберг / РИА Новости
Карикатура советского художника В.Петренко "О каком улове мечтает дядя Сэм" на Второй международной выставке "Сатира в борьбе за мир"
А по-настоящему символом США дядюшка Сэм стал благодаря художнику Джеймсу Флаггу, который во время Первой мировой войны нарисовал агитационный плакат, призывающий добровольцев вступать в американскую армию. На нем изображен суровый дядя Сэм, переполненный чувством гражданского долга, тыкающий в зрителя пальцем. И подпись: "Ты нужен мне в армии Соединенных Штатов".
Ныне Дядя Сэм известен по всему миру. В основном как злой и агрессивный старикашка, сующий нос не в свои дела. Поэтому с его импровизированными чучелами совершают постоянные аутодафе. Правда, Сэм неистребим. Мифы и легенды убить нельзя, зато они убивают по-настоящему. Достаточно вспомнить, сколько миллионов жизней было уничтожено во имя мифа об "арийской исключительности".
У нас тоже был знаменитый аналог "Ты нужен мне в армии Соединенных Штатов" – "Ты записался добровольцем?" 1920 года. Художник Моор явно взял за основу американский образец. Не знаю, можно ли назвать это плагиатом.
© РИА Новости | Перейти в медиабанкПлакат времен гражданской войны Моора "Ты записался добровольцем?"
Плакат времен гражданской войны Моора "Ты записался добровольцем?"
У Белой армии тоже была подобная рисованная агитка – "Отчего вы не в армии?". Плакаты – и красный, и белый – очень похожи. Лишь одно, на мой взгляд, существенное отличие: красноармеец "тыкает", а белогвардеец "выкает". И понятно, почему Белое движение проиграло. Обращение на "вы" – оно какое-то слишком интеллигентное, старорежимное. А с народом надо проще: ты, мужики, бабы, братва. По крайней мере, так считали в те годы большевики. Во всех почти письменных обращениях, призывах и лозунгах к народу сплошное "тыканье". В общем, без выкрутасов и прикрас. И не синтаксически слабое "отчего", а повелительное – "ты записался?".
Еще из известной символики советских лет. Из описания первомайской демонстрации в романе "Двенадцать стульев" Ильфа и Петрова:
"Понесли чучело английского министра Чемберлена, которого рабочий с анатомической мускулатурой бил картонным молотом по цилиндру. На цилиндре была надпись: "Лига Наций". Проехали на автомобиле три комсомольца во фраках и белых перчатках. Они сконфуженно поглядывали на толпу.
– Васька! – кричали с тротуара. – Буржуй! Отдай подтяжки!".
У британцев тоже есть символ – Джон Буль. Он появился на свет в 1712 году благодаря сатирику Джону Арбетноту, изобразившему в своем памфлете простоватого фермера под именем Джона Буля. Красномордый мужичонка в цилиндре, с большим брюшком, любитель пива и виски. В общем, человек из народа. Впрочем, его образ менялся в зависимости от политической конъюнктуры и времени.
© РИА Новости / Григорий СысоевЕхали медведи на велосипеде: как Хранитель леса стал символом России
Ехали медведи на велосипеде: как Хранитель леса стал символом России
Ну, с русским символом Западу давно все понятно – это медведь. И к нему в придачу: водка, балалайка, матрешка, самовар, валенки, ушанка, собор Василия Блаженного… Ну куда ж без косолапого! Впрочем, мы его сами очеловечили – в сказках называем то Михал Иванычем, то Потапом Михалычем.
И как тут не вспомнить о том, что со времен Великой Отечественной войны всех немцев в нашей стране называли Фрицами. Это уменьшительное от имени Фридрих. Почему именно Фридрих? Император Римской империи Барбаросса, в честь которого был назван нацистский план блицкрига против Советского Союза и автор этого плана Паулюс носили одно имя: Фридрих. И самое интересное – оба эти Фрица плохо кончили: Паулюс капитулировал в Сталинграде и стал советским военнопленным, а Барбаросса вообще утоп во время III Крестового похода. Так что надо быть как-то поосторожнее с именами и символами.
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik