Рейтинг@Mail.ru
"Российская летопись". Потехин, Чехов и водевиль "Три сестры" - Радио Sputnik, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
10:00
4 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Доказано клинически
Петр Белый. Как поддерживать работу мозга во время стресса?
15:33
22 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
18:30
3 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
10:00
4 мин
Прямой эфир
Переговоры Путина и Моди: перспективы сотрудничества и реакция Запада
12:00
0 мин
Прямой эфир
В эфире
12:06
3 мин
Новости
Главные темы часа
13:00
1 мин
Прямой эфир
В эфире
13:01
3 мин
Контекст
ИИ-маркировка: Госдума разделит искусственное и естественное
13:04
2 мин
Новости
Главные темы часа
13:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
13:33
22 мин
Новости
Главные темы часа
14:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
14:04
22 мин
Узнать за 90 секунд
Верещагин: высокое искусство и эффективный пиар
14:26
2 мин
Новости
Главные темы часа
14:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
14:33
22 мин
Новости
Главные темы часа
15:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
15:04
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:07
19 мин
Контекст
Усилия и имитация: куда движется мирный план по Украине?
15:26
2 мин
Новости
Главные темы часа
15:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:33
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:36
19 мин
Новости
Главные темы часа
16:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
16:04
10 мин
Интервью
Путешествие в сердце русской зимы: как превратить холод в турпродукт?
16:14
12 мин
Узнать за 90 секунд
Дактилоскопия
16:26
2 мин
Новости
Главные темы часа
16:30
3 мин
На острие науки с Ириной Коротковой
Ольга Криворотько: математика – упрощение реальной жизни
16:33
24 мин
Новости
Главные темы часа
17:00
4 мин
Сенатор Клишас. Да, тот самый
В эфире
17:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
17:30
3 мин
Сенатор Клишас. Да, тот самый
В эфире
17:33
25 мин
Контекст
Реальная потребность: России нужны рабочие руки и умные головы
17:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
18:00
4 мин
Пятница, вечер!
В эфире
18:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
18:30
3 мин
Пятница, вечер!
В эфире
18:33
25 мин
Узнать за 90 секунд
Передвижение домов
18:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
19:00
4 мин
Пятница, вечер!
В эфире
19:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
19:30
3 мин
Пятница, вечер!
В эфире
19:33
25 мин
Контекст
ИИ-маркировка: Госдума разделит искусственное и естественное
19:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
20:00
4 мин
Ага, тот самый Бочарик
В эфире
20:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
20:30
3 мин
Ага, тот самый Бочарик
В эфире
20:33
25 мин
Узнать за 90 секунд
Леонардо да Винчи
20:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
21:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
21:04
3 мин
Прямой эфир
В эфире
21:07
21 мин
Новости
Главные темы часа
21:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
21:33
3 мин
Прямой эфир
В эфире
21:36
22 мин
Контекст
Усилия и имитация: куда движется мирный план по Украине?
21:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
22:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
22:30
3 мин
Узнать за 90 секунд
Эйфелева башня
22:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
23:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
Контекст
Реальная потребность: России нужны рабочие руки и умные головы
23:58
2 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Москва 91.2 FM
Москва 91.2 FM
Санкт-Петербург 91.5 FM
Анапа 94.1 FM
Балтийск 94.7 FM
Владивосток 97.7 FM
Волгоград 101.1 FM
Донецк 93.4 FM
Екатеринбург 91.4 FM
Казань 105.8 FM
Калининград 87.7 FM
Киров 101.0 FM
Краснодар 97.8 FM
Красноярск 99.9 FM
Кропоткин 91.5 FM
Луганск 96.6 FM
Нижний Новгород 90.8 FM
Новосибирск 92.4 FM
Пермь 91.2 FM
Псков 102.6 FM
Ростов-на-Дону 99.2 FM
Самара 99.1 FM
Саратов 105.8 FM
Севастополь 105.6 FM
Симферополь 102.3 FM
Сочи 97.2 FM
Улан-Удэ 102.8 FM
Уфа 91.1 FM
Хабаровск 93.8 FM
Херсон 88.1 FM
Челябинск 99.5 FM
Якутск 103.6 FM

"Российская летопись". Потехин, Чехов и водевиль "Три сестры"

Читать в
Дзен
Чехов был уверен, что написал комедию. А все плакали, слушая ее. Это заставило Чехова думать, что пьеса провалилась. О непростых отношениях между авторами и их текстами в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор Владимир Бычков.

Сто десять лет назад скончался драматург Алексей Антипович Потехин, ныне основательно подзабытый. Но в свое время его пьесы не выходили из репертуаров лучших театров страны. Он был современником Островского и Достоевского, а умер в почтенном возрасте, пережив гораздо более молодого Чехова… Впрочем, об Антоне Павловиче позднее, сначала – о Потехине.

Он родился в 1829 году в уездной Кинешме в бедной дворянской семье. Образование получил в костромской гимназии и Демидовском лицее в Ярославле. Одно время служил офицером, потом чиновником в Костроме. Кстати, его сослуживцем был писатель Писемский.

Первую известность Потехин приобрел как автор этнографических очерков, повестей и рассказов из крестьянского быта. В 50-е годы он сблизился с "молодой редакцией" журнала "Москвитянин". В этом издании в 1854 году он и дебютировал как драматург с пьесой "Суд людской – не Божий". О пьесе заговорили. Аполлон Григорьев, признавая Потехина даровитым, тем не менее, отметил излишнюю, как выразился критик, дагерротипность персонажей. Впрочем, эта особенность свойственна всем потехинским пьесам. Впоследствии критики упрекали Потехина в том, что хотя его произведения на темы из крестьянской жизни заняли видное место в беллетристике, однако в них больше знания быта, чем народной психологии.

Премьера "Суда людского" с успехом прошла в Александринском театре. Репертуарными стали и другие пьесы Потехина – "Вакантное место", "Новейший оракул", "В мутной воде"… Однако повторить успех "Суда людского" сумела лишь пьеса "Мишура", написанная на модную в те годы тему о чиновничестве.

В эпоху театральных реформ Потехин вместе с драматургами Островским и Аверкиевым был включен в правительственную комиссию по составлению Положения об управлении императорскими театрами. Это назначение открыло Алексею Антиповичу путь наверх по служебной лестнице. В 80-е годы он сделался статским генералом, начальником репертуарной части императорских театров и заведующим труппой Александринского театра.

На этих постах Потехин выказал себя авторитетным и безапелляционным оракулом, что, кстати, совершенно расстроило прежние дружеские отношения с Островским. В частности, Потехин, в отличие от Островского, был последовательным противником профессиональной подготовки актеров. Он отдавал предпочтение любителям, усердно пополняя ими труппы императорских театров. Как и Островский, Потехин участвовал в постановке своих пьес. Но при этом он стремился сам "сыграть" актерам все роли и добиться от них лишь одного – повторения своего рисунка.

В предпочтении любительского исполнения профессиональному и в понимании актерской игры как подражания, а не творчества весь Потехин с его дагерротипностью персонажей, свойственных натуральной школе.

Интересно, что позднее Станиславский и Немирович-Данченко также писали о преимуществах любителей перед профессионалами, которые, как им казалось, заражены рутиной. 

Вспоминается монолог Евстигнеева из фильма "Берегись автомобиля":

"Есть мнение, что народные театры вскоре вытеснят, наконец, театры профессиональные! И это правильно! Актер, не получающий зарплаты, будет играть с большим вдохновением. Ведь кроме того, актер должен где-то работать… Неправильно, если он целый день, понимаете, болтается в театре. Ведь насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днем… понимаете… работала у шлифовального станка".

Станиславский, похоже, возвел потехинские теории  в квадрат. Критики тех лет задавались вопросом: а пошло ли это на пользу театру? 

Чехов после ряда лет сотрудничества с Художественным театром написал:

"Современный театр – это сыпь, дурная болезнь городов. Надо гнать эту болезнь метлой. Вы станете спорить со мной и говорить старую фразу: театр – школа, он воспитывает и прочее. А я вам скажу то, что вижу: теперешний театр не выше толпы, а, наоборот, жизнь толпы выше и умнее театра"…

В этой реплике, возможно, затаенная обида на актеров Художественного театра, вызванная их непониманием, как казалось Чехову, его драматургии.

Из воспоминаний Немировича-Данченко: 

"В театре читали пьесу "Три сестры" в присутствии Чехова. Он нервничал, боролся со смущением и несколько раз повторял: я же водевиль написал. Впоследствии он то же будет говорить и про "Вишневый сад", что он написал водевиль. В конце концов, мы так и не поняли, почему он называет пьесу водевилем, когда "Три сестры" и в рукописи называлась драмой. Когда актеры, прослушав пьесу, спрашивали у него разъяснений, Чехов, по обыкновению, отвечал фразами, очень мало объяснявшими: "Андрей в этой сцене в туфлях" или "Здесь он просто посвистывает"…

Тут Немирович-Данченко, по-моему, не совсем прав говоря, что фразы Чехова мало что объясняют. Если взглянуть на "Три сестры" как на водевиль, все встает на свои места. Чехова, как это и принято в водевилях, больше интересует внешняя сторона действия, лихость закрутки сюжета и правдивость бытовых деталей.

Вспоминает Станиславский: "Чехов искренне убежден, что написал веселую комедию, почти водевиль. А все плакали, слушая ее. Это заставило Чехова думать, что пьеса провалилась".

А вот еще – об облике дяди Вани.

"Послушайте, – горячился  Антон Павлович, – ведь в пьесе все сказано.

Мы заглянули в подлинник, но никаких указаний не нашли, если не считать нескольких слов о шелковом галстуке, который носил дядя Ваня.

"Вот, вот же! Все же написано", – убеждал  нас Чехов.

"Что написано? – недоумевали мы. – Шелковый галстук?"

Чехов любил режиссировать, но все его замечания были очень краткие и касались мелочей.

Как надо играть Лопахина? Чехов отвечает: "В желтых ботинках". 

И еще он сказал актеру, игравшему Лопахина: зачем вы так крикливо разговариваете? Лопахин – богач, а богачи не кричат.

Муратова, игравшая Шарлотту, спрашивает Антона Павловича, можно ли ей надеть зеленый галстук.

– Можно, но не нужно, – отвечает  автор. Кто-то спрашивает, как надо сыграть такую-то роль. "Хорошо", – последовал  ответ"…

Чехов – блестящий мистификатор, мастер фарса. Его юмористические рассказы – эталонный образец того, как рассказываемая трагедийная история превращается в фарс и наоборот. Поэтому прочтение "Трех сестер" как водевиля тоже имело право на жизнь. Чехов это понимал. 

Потехин пережил рано скончавшегося Чехова. Алексей Антипович умер в 1908 году, совсем немного не дожив до своего 80-летия.

Современники, справедливо критикуя Потехина, все-таки отдавали ему должное. Драматург П.П. Гнедич в своих мемуарах написал: "Потехин изгнал со сцены Оффенбаха, провел в репертуар Сухово-Кобылина, поставил заново все пьесы Гоголя и "Горе от ума", и в этом его несомненная заслуга"…

В этом выпуске вы также услышите:

– Большой Кремлевский дворец.

– История Чупятова, погорелого купца и "мароккского принца".

"Российская летопись". Потехин, Чехов и водевиль "Три сестры"
23 апреля 2018, 10:30
Слушайте полную версию программы:

Хотите всегда быть в курсе последних событий в стране и мире? Подписывайтесь на наш Twitter. Обещаем, вам всегда будет что почитать – интересное, актуальное, полезное.

У радио Sputnik также есть паблики ВКонтакте и Facebook. Присоединяйтесь!

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала
Главные темы часа. 00:00Михаил Хазин. Рост цены на серебро, механизм возращения западных компаний"Принципиальная" Могерини или коррупция по-европейскиМежпланетный двигатель: прорыв в освоении космосаГлавные темы часа. 01:00Михаил Хазин. Вызовы для российской экономики и курс рубляОпасный прецедент: квартирный вопрос Ларисы ДолинойСоветы и Штаты: краткосрочный роман 1980-хГлавные темы часа. 02:00Дмитрий Евстафьев. Коррупционный скандал в ЕС, кража российских активовДмитрий Евстафьев. Переговоры с Европой, конфликт внутри Конгресса СШАПутин в Индии: визит стратегического значенияМассовая истерия в школе: когда смех не в радостьГлавные темы часа. 03:00Дмитрий Василец. Русский язык остался без защиты, гуманитарный фронтТеатр абсурда или метаморфозы мировой политикиГлавные темы часа. 04:00Дмитрий Ольшанский. Переговоры Путина и Уиткоффа и война Колумбии и СШАБитва за энергию: победителю достанется всёГлавные темы часа. 05:00Обрушение украинского фронта, итоги переговоров Путина и УиткоффаВизантия-РусьСтроительство храма в Краснодаре, запрет склонения к абортамКак француз стал истинным россияниномГлавные темы часа. 06:00Третий мир" становится первымГлавные темы часа. 07:00Трамп и переговоры в Москве, дефицит кадров, отношение зумеров к наличкеГлавные темы часа. 08:00Финансирование Украины, блокировка Roblox и диагноз по селфиГлавные темы часа. 10:00Визит Путина в Индию, подготовка ЕС к войне с Россией, "эффект Долиной" Главные темы часа. 12:00Переговоры Путина с Уиткоффом, будущее G8, сотрудничество России и ИндииВойна и мирГлавные темы часа. 12:30Ограничения против FaceTime, маркировка ИИ-видео, опасные вещества в ЛабубуГлавные темы часа. 13:00Реестр нянь и сиделок, "саундтреки 2025 года" и настроения россиянГлавные темы часа. 13:30Александр Дзидзария. Опасность вейпинга и перспективы ядерной медициныГлавные темы часа. 14:00Андрей Школьников. Как Запад строил идеальный мир, разрушая страны?Затерянный прекрасный уголокГлавные темы часа. 14:30Андрей Школьников. Зачем России вкладывает в развитие других стран?Главные темы часа. 15:00Дефицит оперативной памяти для ПК, кража российских активовГлавные темы часа. 15:30Главные темы часа. 16:00Эван Голванов. Почему ЦБ не может резко снизить ключевую ставку?ФантастикаГлавные темы часа. 16:30Главные темы часа. 17:00Сергей Михеев. Будет ли война России и Запада?Главные темы часа. 17:30Сергей Михеев о православии и поводах для радостиГлавные темы часа. 18:00Михаил Онуфриенко. Путин в Нью-Дели: какие интересы у России в Индии?Главные темы часа. 18:30Михаил Онуфриенко. Энергетическое перемирие, сотрудничество России и ИндииОблысениеГлавные темы часа. 19:00Встреча Путина и Моди и упразднение Совета Россия - НАТОГлавные темы часа. 20:00Тот самый Лука. ИИ заменяет женщин, связь уровня IQ и агрессииМоре фосфорГлавные темы часа. 21:00Животные в раю, социализация детей, признания в любвиГлавные темы часа. 22:00Главные темы часа. 22:30Как Рейганом астрологи руководилиГлавные темы часа. 23:00Главные темы часа. 23:30Главные темы часа. 00:00Герберт УэллсГлавные темы часа. 01:00ЧайкинГлавные темы часа. 02:00Упрямец, разгадавший тайнуКуинджиГлавные темы часа. 03:00ЗданияГлавные темы часа. 04:00КонюховГлавные темы часа. 05:00Метро Санкт-ПетербургаГлавные темы часа. 06:00СамобичеваниеГлавные темы часа. 07:00Путин в Индии, блокировка мессенджеров, раздражающие финансовые привычкиГлавные темы часа. 08:00Будущее G8 без России, дефицит оперативной памяти, зумеры и жилищный вопросГлавные темы часа. 10:00Как Индия встретила Путина и чем закончится скандал вокруг Долиной?"Российская летопись". Потехин, Чехов и водевиль "Три сестры"