Рейтинг@Mail.ru
"Российская летопись". Потехин, Чехов и водевиль "Три сестры" - Радио Sputnik, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
Новости
00:00
4 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
08:30
3 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
10:00
4 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Новости
14:30
3 мин
Новости
15:00
4 мин
Новости
15:30
3 мин
Новости
16:00
4 мин
Новости
16:30
3 мин
Новости
17:00
4 мин
Новости
17:30
3 мин
Новости
18:00
4 мин
Новости
18:30
3 мин
Новости
19:00
4 мин
Новости
20:00
4 мин
Новости
21:00
4 мин
Новости
22:00
4 мин
Новости
22:30
3 мин
Новости
23:00
4 мин
Новости
23:30
3 мин
Новости
01:00
4 мин
Новости
02:00
4 мин
Новости
03:00
4 мин
Новости
04:00
4 мин
Новости
05:00
4 мин
Новости
06:00
4 мин
Новости
07:00
4 мин
Новости
08:00
4 мин
Новости
09:00
4 мин
Новости
10:00
4 мин
Новости
12:00
4 мин
Новости
12:30
3 мин
Новости
13:00
4 мин
Новости
13:30
3 мин
Новости
14:00
4 мин
Профилактика с Геннадием Онищенко
Вред самолечения, безопасный Новый год и детский стресс на каникулах
14:04
51 мин
Новости
Главные темы часа
15:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
15:04
22 мин
Контекст
Лунный проект: Россия и Китай на шаг впереди остальных
15:26
2 мин
Новости
Главные темы часа
15:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
15:33
22 мин
Новости
Главные темы часа
16:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
16:04
22 мин
Узнать за 90 секунд
Колониализм
16:26
2 мин
Новости
Главные темы часа
16:30
3 мин
На острие науки с Ириной Коротковой
Михаил Соловьев: мы развиваем аквакультуру в стране
16:33
24 мин
Новости
Главные темы часа
17:00
4 мин
Сенатор Клишас. Да, тот самый
В эфире
17:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
17:30
3 мин
Сенатор Клишас. Да, тот самый
В эфире
17:33
25 мин
Контекст
Россия-Индия: "безвиз" сблизит народы
17:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
18:00
4 мин
Пятница, вечер!
В эфире
18:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
18:30
3 мин
Пятница, вечер!
В эфире
18:33
25 мин
Узнать за 90 секунд
Долина Смерти
18:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
19:00
4 мин
Пятница, вечер!
В эфире
19:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
19:30
3 мин
Пятница, вечер!
В эфире
19:33
25 мин
Контекст
"Выездное" зерно удвоится в масштабах
19:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
20:00
4 мин
Ага, тот самый Бочарик
В эфире
20:04
24 мин
Новости
Главные темы часа
20:30
3 мин
Ага, тот самый Бочарик
В эфире
20:33
25 мин
Узнать за 90 секунд
Лунный фактор
20:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
21:00
4 мин
Прямой эфир
В эфире
21:04
3 мин
Прямой эфир
В эфире
21:07
21 мин
Новости
Главные темы часа
21:30
3 мин
Прямой эфир
В эфире
21:33
3 мин
Прямой эфир
В эфире
21:36
22 мин
Контекст
Лунный проект: Россия и Китай на шаг впереди остальных
21:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
22:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
22:30
3 мин
Узнать за 90 секунд
Бобби Фишер
22:58
2 мин
Новости
Главные темы часа
23:00
4 мин
Новости
Главные темы часа
23:30
3 мин
Контекст
Россия-Индия: "безвиз" сблизит народы
23:58
2 мин
ВчераСегодня
К эфиру
Москва 91.2 FM
Москва 91.2 FM
Санкт-Петербург 91.5 FM
Анапа 94.1 FM
Балтийск 94.7 FM
Владивосток 97.7 FM
Волгоград 101.1 FM
Донецк 93.4 FM
Екатеринбург 91.4 FM
Казань 105.8 FM
Калининград 87.7 FM
Киров 101.0 FM
Краснодар 97.8 FM
Красноярск 99.9 FM
Кропоткин 91.5 FM
Луганск 96.6 FM
Нижний Новгород 90.8 FM
Новосибирск 92.4 FM
Пермь 91.2 FM
Псков 102.6 FM
Ростов-на-Дону 99.2 FM
Самара 99.1 FM
Саратов 105.8 FM
Севастополь 105.6 FM
Симферополь 102.3 FM
Сочи 97.2 FM
Улан-Удэ 102.8 FM
Уфа 91.1 FM
Хабаровск 93.8 FM
Херсон 88.1 FM
Челябинск 99.5 FM
Якутск 103.6 FM

"Российская летопись". Потехин, Чехов и водевиль "Три сестры"

Читать в
Дзен
Чехов был уверен, что написал комедию. А все плакали, слушая ее. Это заставило Чехова думать, что пьеса провалилась. О непростых отношениях между авторами и их текстами в программе радио Sputnik "Российская летопись" расскажет ее автор Владимир Бычков.

Сто десять лет назад скончался драматург Алексей Антипович Потехин, ныне основательно подзабытый. Но в свое время его пьесы не выходили из репертуаров лучших театров страны. Он был современником Островского и Достоевского, а умер в почтенном возрасте, пережив гораздо более молодого Чехова… Впрочем, об Антоне Павловиче позднее, сначала – о Потехине.

Он родился в 1829 году в уездной Кинешме в бедной дворянской семье. Образование получил в костромской гимназии и Демидовском лицее в Ярославле. Одно время служил офицером, потом чиновником в Костроме. Кстати, его сослуживцем был писатель Писемский.

Первую известность Потехин приобрел как автор этнографических очерков, повестей и рассказов из крестьянского быта. В 50-е годы он сблизился с "молодой редакцией" журнала "Москвитянин". В этом издании в 1854 году он и дебютировал как драматург с пьесой "Суд людской – не Божий". О пьесе заговорили. Аполлон Григорьев, признавая Потехина даровитым, тем не менее, отметил излишнюю, как выразился критик, дагерротипность персонажей. Впрочем, эта особенность свойственна всем потехинским пьесам. Впоследствии критики упрекали Потехина в том, что хотя его произведения на темы из крестьянской жизни заняли видное место в беллетристике, однако в них больше знания быта, чем народной психологии.

Премьера "Суда людского" с успехом прошла в Александринском театре. Репертуарными стали и другие пьесы Потехина – "Вакантное место", "Новейший оракул", "В мутной воде"… Однако повторить успех "Суда людского" сумела лишь пьеса "Мишура", написанная на модную в те годы тему о чиновничестве.

В эпоху театральных реформ Потехин вместе с драматургами Островским и Аверкиевым был включен в правительственную комиссию по составлению Положения об управлении императорскими театрами. Это назначение открыло Алексею Антиповичу путь наверх по служебной лестнице. В 80-е годы он сделался статским генералом, начальником репертуарной части императорских театров и заведующим труппой Александринского театра.

На этих постах Потехин выказал себя авторитетным и безапелляционным оракулом, что, кстати, совершенно расстроило прежние дружеские отношения с Островским. В частности, Потехин, в отличие от Островского, был последовательным противником профессиональной подготовки актеров. Он отдавал предпочтение любителям, усердно пополняя ими труппы императорских театров. Как и Островский, Потехин участвовал в постановке своих пьес. Но при этом он стремился сам "сыграть" актерам все роли и добиться от них лишь одного – повторения своего рисунка.

В предпочтении любительского исполнения профессиональному и в понимании актерской игры как подражания, а не творчества весь Потехин с его дагерротипностью персонажей, свойственных натуральной школе.

Интересно, что позднее Станиславский и Немирович-Данченко также писали о преимуществах любителей перед профессионалами, которые, как им казалось, заражены рутиной. 

Вспоминается монолог Евстигнеева из фильма "Берегись автомобиля":

"Есть мнение, что народные театры вскоре вытеснят, наконец, театры профессиональные! И это правильно! Актер, не получающий зарплаты, будет играть с большим вдохновением. Ведь кроме того, актер должен где-то работать… Неправильно, если он целый день, понимаете, болтается в театре. Ведь насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днем… понимаете… работала у шлифовального станка".

Станиславский, похоже, возвел потехинские теории  в квадрат. Критики тех лет задавались вопросом: а пошло ли это на пользу театру? 

Чехов после ряда лет сотрудничества с Художественным театром написал:

"Современный театр – это сыпь, дурная болезнь городов. Надо гнать эту болезнь метлой. Вы станете спорить со мной и говорить старую фразу: театр – школа, он воспитывает и прочее. А я вам скажу то, что вижу: теперешний театр не выше толпы, а, наоборот, жизнь толпы выше и умнее театра"…

В этой реплике, возможно, затаенная обида на актеров Художественного театра, вызванная их непониманием, как казалось Чехову, его драматургии.

Из воспоминаний Немировича-Данченко: 

"В театре читали пьесу "Три сестры" в присутствии Чехова. Он нервничал, боролся со смущением и несколько раз повторял: я же водевиль написал. Впоследствии он то же будет говорить и про "Вишневый сад", что он написал водевиль. В конце концов, мы так и не поняли, почему он называет пьесу водевилем, когда "Три сестры" и в рукописи называлась драмой. Когда актеры, прослушав пьесу, спрашивали у него разъяснений, Чехов, по обыкновению, отвечал фразами, очень мало объяснявшими: "Андрей в этой сцене в туфлях" или "Здесь он просто посвистывает"…

Тут Немирович-Данченко, по-моему, не совсем прав говоря, что фразы Чехова мало что объясняют. Если взглянуть на "Три сестры" как на водевиль, все встает на свои места. Чехова, как это и принято в водевилях, больше интересует внешняя сторона действия, лихость закрутки сюжета и правдивость бытовых деталей.

Вспоминает Станиславский: "Чехов искренне убежден, что написал веселую комедию, почти водевиль. А все плакали, слушая ее. Это заставило Чехова думать, что пьеса провалилась".

А вот еще – об облике дяди Вани.

"Послушайте, – горячился  Антон Павлович, – ведь в пьесе все сказано.

Мы заглянули в подлинник, но никаких указаний не нашли, если не считать нескольких слов о шелковом галстуке, который носил дядя Ваня.

"Вот, вот же! Все же написано", – убеждал  нас Чехов.

"Что написано? – недоумевали мы. – Шелковый галстук?"

Чехов любил режиссировать, но все его замечания были очень краткие и касались мелочей.

Как надо играть Лопахина? Чехов отвечает: "В желтых ботинках". 

И еще он сказал актеру, игравшему Лопахина: зачем вы так крикливо разговариваете? Лопахин – богач, а богачи не кричат.

Муратова, игравшая Шарлотту, спрашивает Антона Павловича, можно ли ей надеть зеленый галстук.

– Можно, но не нужно, – отвечает  автор. Кто-то спрашивает, как надо сыграть такую-то роль. "Хорошо", – последовал  ответ"…

Чехов – блестящий мистификатор, мастер фарса. Его юмористические рассказы – эталонный образец того, как рассказываемая трагедийная история превращается в фарс и наоборот. Поэтому прочтение "Трех сестер" как водевиля тоже имело право на жизнь. Чехов это понимал. 

Потехин пережил рано скончавшегося Чехова. Алексей Антипович умер в 1908 году, совсем немного не дожив до своего 80-летия.

Современники, справедливо критикуя Потехина, все-таки отдавали ему должное. Драматург П.П. Гнедич в своих мемуарах написал: "Потехин изгнал со сцены Оффенбаха, провел в репертуар Сухово-Кобылина, поставил заново все пьесы Гоголя и "Горе от ума", и в этом его несомненная заслуга"…

В этом выпуске вы также услышите:

– Большой Кремлевский дворец.

– История Чупятова, погорелого купца и "мароккского принца".

"Российская летопись". Потехин, Чехов и водевиль "Три сестры"
23 апреля 2018, 10:30
Слушайте полную версию программы:

Хотите всегда быть в курсе последних событий в стране и мире? Подписывайтесь на наш Twitter. Обещаем, вам всегда будет что почитать – интересное, актуальное, полезное.

У радио Sputnik также есть паблики ВКонтакте и Facebook. Присоединяйтесь!

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала
Главные темы часа. 00:00Михаил Хазин. Выживет ли мировая экономика без доллара?Чрезмерно приставучих накажут по всей строгостиКак голливудская звезда в Россию влюбиласьГлавные темы часа. 01:00Михаил Хазин. Как мировые державы спасают свои экономикиЛучше дольше, да лучше: пожилые россияне получат максимум заботыЧудо морскоеГлавные темы часа. 02:00Дмитрий Евстафьев. Носители смыслов: портрет универсального политикаХитрые ландроматы Аль КапонеДмитрий Евстафьев. "Хотелки" Зеленского и сила позиции РоссииЧипирование пойдет во благоГлавные темы часа. 03:00Дмитрий Василец. Украинский Гринч: зачем Зеленский украл Рождество?Хронотип и трудоспособность: почему люди становятся "совами"Главные темы часа. 04:00Дмитрий Ольшанский. Страхи европейцев, вред ипотеки и борьба с терроризмомЗатерянный прекрасный уголокГлавные темы часа. 05:00Признает ли Россия Украину страной – террористом?Левоногий президентСтатус регионов, "запретоманский кураж" Госдумы и изучение русского народаМиротворец номер 1: Николай II и безопасность планетыГлавные темы часа. 06:00Встать, суд идет!Главные темы часа. 07:00Попытка захвата консульства РФ, черный крипторынок, патриотическая рекламаГлавные темы часа. 08:00Максим Чирков. Признание рубля, экспорт из ЕС в Россию, альтернатива долларуГлавные темы часа. 08:30Борьба Трампа с наркокартелями на суше, Польша "захватывает" консульство РФНейросетьГлавные темы часа. 09:00Сергей Веселовский. США и "поддержка" Киева, ЦРУ и неонацизм, НАТО и БалтикаГлавные темы часа. 10:00Роль Горбачева истории, Турция и Израиль, алкоголь в праздникиГлавные темы часа. 12:00Обстрел гумконвоя, избирательный Санта-Клаус, суперколония в БурятииДолгорукийГлавные темы часа. 12:30Итоги года. Коррупция на Украине: как НАБУ показало все, что скрытоГлавные темы часа. 13:00Новые дроны на СВО и рынок недвижимости в РоссииВторая жизнь: мариупольский драмтеатр наполнится овациямиГлавные темы часа. 13:30Снижение ключевой ставки ЦБ и другие экономические итоги 2025 годаГлавные темы часа. 14:00Британский след во взрыве на юге Москвы и обращение ЗеленскогоТрактГлавные темы часа. 14:30Возвращение релокантов и психология недовольныхГлавные темы часа. 15:00Антирейтинг образовательных учреждений и санкции США против европейцевМалый, да удалый: самолет "Байкал" показал свои возможностиГлавные темы часа. 15:30ИИ в фармацевтике, генная терапия и вакцина от ракаГлавные темы часа. 16:00Финишная прямая: итоги года авторынка в РоссииГлавные темы часа. 16:30Главные темы часа. 17:00Денис Родькин о "Щелкунчике", карьере в Большом и возрасте в балетеГлавные темы часа. 17:30Денис Родькин. Как стать премьером Большого театраДоходы чиновников ставят под цифровой контрольГлавные темы часа. 18:00Мирный план Зеленского и Год единства народов в РоссииГлавные темы часа. 18:30Обращение Зеленского на Рождество и ситуация в зоне СВОАнтичная белизнаГлавные темы часа. 19:00Итоги 2025 года, прогнозы на 2026-й и лучшее новогоднее блюдоГлавные темы часа. 20:00Неудачные подарки, интим на Новый год и привлекательность "ботанов"Упрямец, разгадавший тайнуГлавные темы часа. 21:00Отношение православия к азартным играм, имя при крещении и как побороть волнениеГлавные темы часа. 22:00Главные темы часа. 22:30Куба: сальса, автостоп и пламенный патриотизмГлавные темы часа. 23:00Главные темы часа. 23:30Главные темы часа. 01:00Драка за легендарный суперкладГлавные темы часа. 02:00Главные темы часа. 03:00Легендарный остров нашелся рядом с ИспаниейЛунный факторГлавные темы часа. 04:00Любовь и смерть: как "певец революции" связал жизнь с двойным агентомГлавные темы часа. 05:00Главные темы часа. 06:00Главные темы часа. 07:00Трезвые села в РФ, радиоактивные елочные игрушки, худшие подаркиГлавные темы часа. 08:00Олег Макаренко. Развитие ИИ в России, удар США по ИГИЛ*, туризм в КНДРКомпьютерГлавные темы часа. 09:00Владимир Олейник. Отправка миротворцев на Украину и подготовка Киева к выборамГлавные темы часа. 10:00ВСУ в новом "котле", дело учительницы, украшение городов к Новому годуГлавные темы часа. 12:00Встреча Зеленского с Трампом, майнинг на ЗАЭС, новые правила в школахМежпланетный двигатель: прорыв в освоении космосаГлавные темы часа. 12:30Светлана Кучумова. Миротворцы ЕС на Украине и шпиономания в ФРГГлавные темы часа. 13:00Повальное выгорание россиян и контроль над параллельным импортом"Выездное" зерно удвоится в масштабахГлавные темы часа. 13:30Итоги года. Как "схема Долиной" изменила нашу жизнь?Главные темы часа. 14:00"Российская летопись". Потехин, Чехов и водевиль "Три сестры"