"Согласно старинной теории, если отбросить частности, все драматические ситуации повторяются, характеры и мотивы, движущие поступками героев, кочуют из века в век, из пьесы в пьесу, а оттуда и в фильмы". Так написал в своей книге "Судьба и ремесло" Алексей Баталов — актер, который "кочевал" по эпохам и странам вместе с десятками своих героев и ни разу не повторился. 15 июня его не стало…
В советском кинематографе Алексею Баталову словно выпала роль быть воспитателем, взращивателем поколения — от и до. Дети восхищались его самоотверженным Тибулом из сказочных "Трех толстяков". Юношеству он давал пример чести и непоказного патриотизма в фильме "Летят журавли". Молодежь, вступающая во взрослую жизнь, держала в уме поучительную историю из "Дела Румянцева". Те, кто переживал кризис среднего возраста, пересматривал экранизацию "Живого трупа" Льва Толстого, в котором Баталов гениально сыграл запутавшегося в себе Федора Протасова. Он раскрывал смысл жизни как служение профессиональному долгу через судьбу физика Гусева в "Девяти днях одного года". В его докторе Ботвике из "Чисто английского убийства" находили успокоительную мудрость любители поуютничать с вечерним теледетективом. И, конечно, как никто другой, Алексей Баталов — он же Гоша из оскароносной картины "Москва слезам не верит" — вселял во всех отчаявшихся надежду на то, что все обязательно наладится в нашей жизни.
Трудно принять не Баталова в роли приват-доцента Голубкова из "Бега" по Булгакову. Также как вообразить, может быть, более точную и близкую к чеховскому тексту, но чью-то чужую игру в "Даме с собачкой", где Алексей Баталов вопреки всему придал герою симпатичные черты и убедил. Убедительность была его отличительным актерским качеством и оправдывала всех его персонажей — и сильных, и слабых.
Алексей Баталов пользовался исключительно высокой репутацией в профессиональной среде, включая студенческую (он ведь был художественным руководителем актерского факультета ВГИКа). И неслучайно в течение многих лет занимал разнообразные высокие посты, работал в оргкомитетах премий и жюри фестивалей, избирался почетным главой благотворительных организаций и президентом киноклуба Русского культурного центра в Париже. Делал ли он что-то специально для этого? Нет. Он просто был человеком, которому доверяли почти безотчетно — его обаятельному, от природы лучистому взгляду, сдержанному слову, мягкой интонации. Он был — как один из его киногероев — "дорогой человек". Таким и останется…
Ольга Бугрова, радио Sputnik
У радио Sputnik отличный паблик в Facebook, а для тех, кто предпочитает отечественное – ВКонтакте.
Есть еще Twitter, где все кратко, но емко. И, конечно, вас увлечет канал радио Sputnik в Telegram. Обещаем!