Автор Владимир Барсегян, радио Sputnik, Эстония
Кому в Эстонии жить хорошо? Уж точно не русским. Департамент статистики Эстонии выпустил в свет сборник "Социальные тенденции", в котором в числе прочего опубликовано исследование о тех группах населения страны, которым, перефразируя классика, в Эстонии жить не хорошо. И не в силу того, что страна им не нравится или климат не подходит. Причина иная – им не хватает средств на жизнь хотя бы относительно благополучную. Работниками департамента статистики было проанализировано социальное неравенство в эстонском обществе. В частности – данные о распределении образовательных, культурных и оздоровительных ресурсов, оценка своего благосостояния самими жителями страны и прочее. Согласно исследованию, наиболее нуждающимися группами населения в Эстонии являются женщины, пожилые люди и русскоговорящие жители.
Думается, что нуждающиеся, "мудрствуя лукаво", разделены на три группы с целью скрыть один достаточно неприглядный факт. А именно то, что наиболее ущемленной категорией являются именно русскоговорящие жители страны. Среди которых, естественно, есть и женщины, и пожилые люди обоих полов. Тот, кто не знает реального положения вещей, может подумать, что, может быть, речь идет о людях малообразованных или не владеющих в должной мере государственным языком. Короче, сами во всем виноваты. Прежде я и сам мог так думать, пока жизнь не ткнула меня носом в примеры личные и конкретные.
Все началось с того, что встретил работавшую кассиром в супермаркете знакомую. Со степенью кандидата наук, родившуюся и выросшую в стране, прекрасно владеющую эстонским. Затем состоялось знакомство с уборщицей с двумя высшими образованиями, родным языком которой является, к ее несчастью, русский.
Такие личные примеры можно множить, однако для объективности стоит присмотреться и к другим статистическим данным. Обратить внимание на них меня заставил пассаж комментирующего данные исследования старшего аналитика фонда Kutsekoda Сиима Крузелла. Который заявил, что с одной стороны, во время кризиса и после него позиции эстонцев на рынке труда были лучше, чем у неэстонцев. Однако уровень безработицы и служебное положение неэстонцев, хорошо владеющих государственным языком, до кризиса и после якобы были такими же, как у эстонцев.
Опровергнуть этот вывод можно достаточно просто, обратив внимание на еще одно исследование, авторы которого попытались вычислить, сколько русских по национальности чиновников работают в министерствах и государственных департаментах Эстонии. Таковых оказалось всего 3,1% от общего количества работников. Самая большая доля русскоязычных сотрудников наблюдается в министерстве культуры (5,1%), а самая маленькая – в министерстве обороны, где нет ни одного русского работника. В министерстве иностранных дел количество таких чиновников – 1,1%, в министерстве образования и науки –2,3%. Пример с министерствами наиболее показателен, во всех остальных сферах все обстоит примерно так же.
Вывод из этого всего прост: "русский", "русскоязычный" – это тот фактор, который будет "мешать" тебе в Эстонии всю жизнь, даже если ты образован, умен и амбициозен. И знание госязыка не особо поможет. "Стеклянный потолок" не преодолеть. Что и заставляет большинство молодых людей, отправляющихся в "большой мир" на поиски счастья, никогда не возвращаться в Эстонию. Но это уже другая, хотя и не менее грустная история.
Подписывайтесь на канал радио Sputnik в Telegram, чтобы у вас всегда было что почитать: злободневное, интересное и полезное.