"Газпрому" придется ежегодно платить за транзит газа через Украину на несколько миллиардов долларов больше, если Стокгольмский арбитраж примет решение в пользу Киева, написал коммерческий директор "Нафтогаза" Юрий Витренко на своей странице в Facebook.
"Газпром" и "Нафтогаз" с июня 2014 года судятся в Стокгольмском арбитраже по контракту, заключенному в 2009 году. "Нафтогаз" требует от российской компании разрешения проблемы виртуального реверса, гарантий объемов транзита и компенсации за непоставленные объемы газа. "Газпром" во встречном иске требует взыскать штрафы за недобор газа по контрактному правилу "бери или плати".
По словам Витренко, слушания в Стокгольме начинаются 21 ноября, а решение ожидается до июня 2017 года. Он добавил, что решение арбитража станет тестом для Евросоюза на приверженность правовым нормам и европейским ценностям.
Украина с начала года в одностороннем порядке повысила ставку транзита для "Газпрома" более чем в 1,5 раза — до 4,5 доллара за транспортировку тысячи кубометров газа на 100 километров. В августе "Газпром" сообщил, что расходы на транзит за первый квартал выросли на 33% — до 165,91 млрд рублей.
Доцент Высшей школы экономики Андрей Суздальцев считает, что в долгосрочной перспективе ЕС действительно заинтересован в том, чтобы Украина получала больше денег с "Газпрома" за транзит.
"Европа всеми силами ищет возможность (сделать так), чтобы Россия оплачивала транзитные государства. Потому что "брать на себя", на свой счет неэффективные экономики Европы ей не хочется. То есть, в ее понимании, должны быть такие жестко антироссийские страны, Украина — лидер в данном случае, но жить они должны за счет России", — сказал Андрей Суздальцев в эфире радио Sputnik.
Экономист отметил, что нынешнее стремление Киева явочным порядком получить больше денег за транзит газа не связано напрямую со спором по контракту 2009 года.
"Стокгольмский арбитражный суд не касается, конечно, напрямую проблемы нынешнего транзита. Там история давняя. Она связана с тем знаменитым контрактом на покупку газа, который, когда он заключался в 2009 году, был исключительно выгоден Украине, а потом конъюнктура поменялась, и он стал невыгоден. Проблема возникла, как вы помните, еще при (экс-президенте Украины Викторе) Януковиче, который за этот контракт посадил в тюрьму госпожу (Юлию) Тимошенко", — напомнил Андрей Суздальцев.
По его мнению, попытка коммерческого директора украинской компании придать политическое звучание экономическому спору может являться признаком неуверенности руководства "Нафтогаза" в весомости их аргументов.
"Литва тоже пыталась что-то отсудить, но тот же самый Стокгольмский арбитраж несколько месяцев назад выступил именно на стороне "Газпрома" — и Литва очень тяжело это восприняла, даже чисто эмоционально. Потому что в их понимании Россия всегда виновата, а Стокгольм не поддержал. Так что какие-то надежды на справедливое рассмотрение есть", — считает Андрей Суздальцев.