Россия 8 ноября может в одностороннем порядке прекратить авиасообщение с Таджикистаном из-за отказа Душанбе согласовывать полеты российских компаний из аэропорта "Жуковский", сообщает газета "Коммерсант" со ссылкой на источники в отрасли и Минтрансе.
В Таджикистане считают, что аэропорт "Жуковский" стал четвертым полнофункциональным аэропортом московского авиационного узла, поэтому дополнительное назначение авиакомпаний на рейсы в Душанбе и Худжанд представляет собой одностороннее увеличение Россией количества перевозчиков и частот полетов на этих линиях, пишет газета.
В пресс-службе российского Минтранса изданию сообщили, что к Москве относятся международные аэропорты "Внуково", "Домодедово" и "Шереметьево", а "Жуковский" – к Раменскому. ("Жуковский" – новый международный аэропорт, находящийся в 23 км от Москвы на территории аэродрома Раменское – ред.). Таким образом, попытка таджикской стороны определить статус российского аэропорта нарушает суверенитет властей России на своей территории, а отказ принять назначения перевозчика на воздушные линии из "Жуковского" – прямое нарушение соглашения о воздушном сообщении между странами, считают в Минтрансе.
В ведомстве подчеркнули, что основными пассажирами на маршрутах являются "таджикские трудовые мигранты, обеспечивающие за счет России до 48% ВВП Таджикистана", и если позиция Душанбе останется прежней, то последует ответная реакция Москвы.
Вопрос авиасообщения между Россией и Таджикистаном будет обсуждаться на полях саммита ШОС в Бишкеке.
"Для Таджикистана сохранение этого авиасообщения жизненно необходимо. Поэтому есть большой шанс, что таджикская сторона будет быстро и активно предлагать какие-то решения", – сказал в эфире радио Sputnik генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
Политолог обратил внимание на то, что на линии Москва – Душанбе, например, работают только авиакомпании Таджикистана. И таджикская сторона, по его мнению, хотела бы сохранить эту монополию.
"Авиация – вещь дорогая, самолетами летают те, у кого есть деньги. Самые обеспеченные люди в Таджикистане живут в столице. Поэтому этот сегмент рынка – максимальный. И таджикской стороне хотелось бы сохранить эту монополию. Но сохранить ее ценой разрыва транспортных связей они не смогут – взаимоотношения с Россией для них необходимы. Но у таджикской стороны была надежда: а вдруг Россия согласится? Тогда можно не делиться этим куском рынка. Для Таджикистана это очень существенный кусок, потому что экономика страны достаточно слаба", – отметил Дмитрий Журавлев.
При этом он считает несостоятельными аргументы таджикской стороны об угрозе нерентабельности полетов.
"Дело не в том, что не хватит пассажиров, а в том, что при наличии конкуренции придется снижать цены. Монополия ведь чем "хороша": какую поставлю цену, ту и будете платить. А здесь идея монополии будет сброшена, и именно эту прибыль таджикская сторона потеряет. А самолеты как летали полностью загруженными, так и будут летать. А раньше, когда порядка было меньше, даже стоя летали! Сейчас, слава богу, порядка стало больше", – заключил Дмитрий Журавлев.