Автор Ольга Бугрова
Не стало легендарного российского актера – в Москве на 102-м году жизни скончался Владимир Зельдин: кумир миллионов людей на всем постсоветском пространстве и единственный в мире актер, который был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как старейший действующий артист планеты.
Действительно, в год своего столетия Владимир Зельдин был занят в трех постановках Театра Российской армии, где прослужил 71 год. Сохраняя необыкновенную для человека его лет физическую форму, он играл в мюзикле "Человек из Ламанчи", спектаклях "Танцы с учителем" и "100, или Танцы со временем", многократно умножая свою популярность.
Однако, как сказал в интервью радио Sputnik театровед Алексей Бартошевич, случай невероятной популярности Владимира Зельдина не в том, что он прожил замечательно долгую и активную жизнь: "Все дело в том, что он совершил для русского театра". "Я видел его в той роли, которая сделала его знаменитым, это Альдемаро в "Учителе танцев", – говорит Алексей Бартошевич. – Это было в конце 40-х годов, и уже там его лучшие свойства – замечательная пластичность, способность блистательно танцевать, темперамент, открытый нерв – все стало ясно уже тогда, когда он сыграл в одной из самых популярных комедий Лопе де Веги. Мы видели его и до того, в милом фильме "Свинарка и пастух", но настоящая слава началась с роли Альдемаро. После этого он сыграл много – Чехова, современных авторов, а если говорить о последних крупных событиях жизни Владимира Зельдина, это, конечно, Дон Кихот. Он, в сущности, и был Дон Кихотом театра, он с восторгом служил своему призванию, он жил на сцене и был очень важной частью русской театральной традиции. Его уход, с одной стороны, естественен, а с другой стороны, это настоящая утрата, удар по состоянию, по духу современного русского театра".
Чтобы оценить все творческое наследие Владимира Зельдина, к шестидесяти его сценическим ролям надо прибавить 60 фильмов. Режиссеры охотно использовали универсальный талант артиста, любили приглашать его в музыкальные фильмы – их множество в фильмографии Зельдина, – но стоит вспомнить его и в роли Александра Серебрякова в фильме Андрея Кончаловского "Дядя Ваня". И завораживающую роль судьи в фильме Станислава Говорухина "Десять негритят", где он изощренно карает преступников, а потом и себя: вместо страстного, выплескивающегося через край темперамента – пугающая собранность, таинственность "закрытого" персонажа.
Эту удивительную актерскую амплитуду когда-нибудь будут исследовать как феномен. Но уже сегодня свое объяснение есть у Светланы Враговой – режиссера театра "Модернъ", с которым сотрудничал Владимир Зельдин: "Владимир Зельдин настолько посвятил себя искусству, – сказала режиссер радио Sputnik, – что жизнь для него существовала как второстепенный "сопутствующий" материал. Это было волшебное переключение, словно человек вышел в другое пространство – туда, где нет жизни с ее безобразиями, болезнями, потерями, а есть лишь прекрасное, чистое искусство".
…Сегодня Владимир Зельдин перешел в иную жизнь не метафорически, а реально. Но эта жизнь уже не завершится никогда.