Официальный представитель Роскосмоса заявил французским СМИ, что оператор пусковых услуг Arianespace не получит ракеты "Союз-СТ" до тех пор, пока российская госкорпорация не получит замороженные в связи с делом ЮКОСа средства. Об этом сообщает издание Le Echos.
В 2014 году 300 млн евро, которые Arianespacе была должна Роскосмосу, заморозили по решению Гаагского суда, который обязал Россию выплатить бывшим акционерам ЮКОСа 50 млрд долларов. Весной 2016-го французский суд отменил арест, однако осенью апелляционный суд Парижа отсрочил снятие ограничений. Следующее заседание по этому делу пройдет весной 2017 года.
Разработанная на базе ракеты "Союз-2" российская ракета-носитель "Союз-СТ" предназначена для коммерческих запусков космических аппаратов в условиях повышенной влажности с расположенного на экваторе космодрома Куру (Французская Гвиана). Она адаптирована к требованиям Гвианского космического центра в части безопасности (прием телекоманд с Земли на прекращение полета), системы телеизмерений (передатчики, работающие в дециметровом диапазоне с европейской структурой кадра телеметрии) и условий эксплуатации (повышенная влажность, морская транспортировка и другие).
Заместитель директора Института международных исследований МГИМО, политолог Виктор Мизин в эфире радио Sputnik отметил, что европейцы готовы использовать дело ЮКОСа как повод для блокирования чуть ли не всех сделок с РФ.
"Пытаются притягивать за уши совершенно разные вещи – из-за дела ЮКОСа блокировать буквально все сделки. То есть, ссылаясь на ЮКОС, перебрасывается все на совершенно не имеющую к этому отношение историю – сотрудничество, которое идет между европейскими корпорациями и Роскосмосом. Это все равно как если бы заблокировали все наши счета, все сотрудничество между нами, ссылаясь на Украину", – сказал Виктор Мизин.
Вместе с тем, по его мнению, для Франции сотрудничество с Россией в космосе крайне необходимо. Поэтому ситуация с заморозкой средств Роскомоса будет рано или поздно разрешена, считает политолог.
"Франция жизненно заинтересована в сотрудничестве с Россией. Я думаю, французское правительство сделает все, чтобы попытаться как-то перевернуть ситуацию. Да, к сожалению, сделка с "Мистралями" сорвалась, но я думаю, что это не конец истории, по космосу мы еще будем сотрудничать. Ведь, несмотря на все высказывания французского президента (Франсуа Олланда), несмотря на все санкции, у тех, кто занимается космосом во Франции, есть большая заинтересованность в сотрудничестве с Москвой. Поэтому надо быть оптимистами. Я думаю, что на "горячие головы", которые принимали подобное решение (о заморозке средств Роскосмоса в связи с делом ЮКОСа – ред.) по политическим мотивам, будет оказано большое давление, чтобы восстановить сотрудничество", – считает Виктор Мизин.
Альтернативы сотрудничеству с Роскосмосом, как отметил политолог, у Франции просто нет.
"Во-первых, таких мощностей в мире больше нет. Во-вторых, как мы знаем, Россия в мирной ядерной энергетике является своего рода монополистом, американские ракеты и те летают на российских двигателях. И быстро найти альтернативу не получится. Замены просто нет. Чисто технологически, технически французам это сделать было бы весьма сложно, да и просто глупо с коммерческой точки зрения", – заключил Виктор Мизин.