В сейме Польши создали парламентскую группу по "расследованию случаев манипулирования причинами катастрофы под Смоленском с целью достижения политической выгоды". Инициатором выступила крупнейшая польская оппозиционная партия "Гражданская платформа".
Первое заседание группы пройдет на следующей неделе. К расследованию планируется привлечь экспертов в области авиации, результаты работы группы, как сообщается, будут регулярно публиковать. В состав группы, в частности, вошел бывший глава правительственной комиссии по расследованию авиапроисшествий Мачей Ласек.
Самолет Ту-154 президента Польши Леха Качиньского в 2010 году потерпел крушение при заходе на посадку в аэропорту "Смоленск-Северный", все 96 человек, находившихся на борту, погибли.
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) в 2011 году обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами – недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.
Расследование продолжают вести как в Польше, так и в России.
Доцент кафедры истории южных и западных славян исторического факультета МГУ Юрий Борисенок считает, что новой группе предстоит долгая и упорная работа.
"Комиссию из 11 человек, чтобы разоблачать вранье, связанное с катастрофой под Смоленском, создает "Гражданская платформа". Глава этой партии – бывший министр иностранных дел Гжегож Схетына. В прошлом году он отличался примерно того же сорта заявлениями, которые мы сейчас слышим в отношении России из уст (министра обороны Польши Антония) Мачеревича. Разве что Схетына не говорил что-то вроде последнего перла польского министра обороны о том, что Египет продал "Мистрали" за один доллар. Так вот, теперь Схетына выступает в роли "голубя". И создается на самом деле довольно серьезная комиссия, которая будет работать долго и упорно. Как я понимаю, эта комиссия будет напоминать общественности о вещах реальных, в отличие от виртуальных, которыми переполнены версии людей, близких к Антонию Мачеревичу", – сказал Юрий Борисенок в эфире радио Sputnik.
Он отметил, что после катастрофы со стороны польского министра обороны выдвигались различные версии, в каждой из которой обвинялась Россия. Вместе с тем, по мнению историка, Антоний Мачеревич сам себя загнал в ловушку.
"Ведь надо чем-то подтверждать многолетние высказывания. Очень просто говорить, что Россия не помогает, Россия виновата, и очень сложно добывать доказательства в пользу своей экзотической версии, которая восходит к представлениям о мире барона Мюнхгаузена и других замечательных людей. Но для Мачеревича – это стиль обретения им политической популярности. Он сразу после трагедии сделал себе серьезную политическую карьеру на отрицании официальной версии катастрофы и материалов, которые излагала в этом вопросе российская сторона. Таким дешевым популистским языком он объясняет полякам свою ценность политика. Но уже его однопартийцы видят, что этого человека иногда заносит на поворотах, и без него европейская репутация Польши, которая в последнее время снизилась, может быть чуть-чуть поприличнее", – сказал Юрий Борисенок.
Он также обратил внимание на то, что после публикации отчета МАК о расследовании катастрофы шумиха несколько утихла, однако сейчас вспыхнула с новой силой.
"Как говорил один из деятелей отечественного шоу-бизнеса: "пипл хавает". А польский "пипл" любит скандалы. Антироссийская проблематика, к сожалению, не уходит из повестки дня, к тому же все эти вещи еще и направлены против одного из крупнейших ныне европейских чиновников – бывшего польского премьер-министра Дональда Туска. Здесь, что называется, двойной удар – и в Россию, и в Туска. И правящие круги будут пытаться находить какие-то зацепки в неофициальных версиях – говорили и о взрыве на борту, и про Туска, который вместе с (президентом РФ Владимиром) Путиным якобы крылья подпиливал, чего только Мачеревич за это время не наговорил", – заключил историк.