Германия вновь идет по пути милитаризации. В ближайшие годы Берлин намерен резко увеличить финансирование армии – в четыре раза. Как ожидается, к 2030 году годовой бюджет бундесвера должен стать третьим по объему в мире. Больше будет только у США и Китая.
На днях министр обороны Урсула фон дер Ляйен заявила, что Германия готова играть более активную роль в военно-техническом сотрудничестве в Европе. Изменения необходимы, в том числе резкое увеличение финансирования бундесвера, говорит она. Другой такой мерой, возможно, станет возвращение для немцев обязательной военной службы.
Урсула фон дер Ляйен обосновывает эти меры "агрессивными действиями России, сирийской войной и разгорающимися конфликтами в Африке". "Германия готова участвовать, брать на себя большую ответственность", уверена фрау министр.
А вот еще цитата. "Прошли те времена, когда немец уступал одному из своих соседей землю, другому – море, а себе оставлял небо, где господствует чистейшая теория… Мы требуем себе места под солнцем". Нет, это сказала не Урсула фон дер Ляйен, а Бернгард фон Бюлов, рейхсканцлер Германской империи накануне Первой мировой войны.
И если думаете, что немцы за последние не то что сто, а тысячу лет сильно изменились, то сильно ошибаетесь. Да, Германия не поднимает вопрос, скажем, об Эльзасе, Силезии или Судетах. Франция, Польша и Чехия могут не волноваться. До поры до времени. Но Германия вновь уже начинает проводить экспансию в Африке, пока малозаметную. Есть планы по созданию военных баз – в той же Намибии, которая некогда была германской колонией. Французы уже обеспокоились проникновением немцев в Мали. Но главный враг для Германии и ныне – тот же, что и был тысячу лет назад: Россия.
В "Белой книге германской политики безопасности и будущего бундесвера" 2016 года говорится, что с момента окончания "холодной войны" европейские страны вместе с США создали "уникальный мирный порядок на европейском континенте". И "если в ближайшее время Россия коренным образом не изменит свой курс, она будет представлять вызов для безопасности на нашем континенте".
В Берлине почему-то уверены, что именно Россия должна что-то менять, а, дескать, у Германии и Европы – все о'кей. Именно "о'кей", поскольку и в "Белой книге", и в словах Урсулы фон дер Ляйен очень явственно слышен американский акцент.
Стоит напомнить, что на недавнем саммите НАТО в Варшаве принято решение о размещении в странах Прибалтики и Польше военных сил в составе четырех отдельных батальонов. Таким образом, скоро в Литву придут немецкие солдаты (в какой по счету раз за 1000 лет?). Будут защищать бедных прибалтов от "российской угрозы".
Депутат бундестага от партии "Левые" Грегор Гизи резонно говорит, что аргумент НАТО о "чувстве угрозы со стороны России" неубедителен: чувство и реальность – разные вещи. И предупреждает Меркель: "отправлять войска к границе с Россией – значит забывать историю". Он, конечно, прав. Но война, как известно, слишком серьезная вещь, чтобы доверять ее военным. Правят бал политики. И та же Меркель, может, вовсе не хочет вспоминать никакие "истории". А США – это вообще страна невыученных уроков…