Ровно пять лет назад разъяренная толпа мятежников, порожденных "арабской весной", при поддержке иностранных покровителей варварски растерзала "полковника" Муаммара Каддафи. Это невеселая дата. И не только для Ливии, а также в целом Северной Африки и Ближнего Востока, но и для Запада тоже. По сути, именно с этого момента масштабнейшее кровопролитие, расцвет терроризма, передел власти и массовые, а не отдельные, как прежде, незаконные интервенции в разные страны региона – от Ирака до Йемена – стали окончательно неотвратимыми. Эта территория погрузилась в состояние длительного хаоса, экономического, социального и культурного регресса, архаизации сознания и агрессии как способа жизни. И Европа сегодня, увы, получает сполна за свое активное участие в "ливийском сценарии", разработанном в недрах Пентагона и НАТО, в высоких парижских и лондонских кабинетах. Проект запрещенного и все еще могущественного "Исламского государства", каким его знает человечество сейчас, был бы невозможен без прямого западного покровительства "цветным революциям". Каддафи, так же как и казненного ранее Саддама Хуссейна, можно ругать последними словами и считать их диктаторами. Во многом так оно и было. Но именно эти харизматичные и жесткие светские правители, лишенные религиозного фанатизма, были тем "меньшим злом" для региона, которое гарантировало ему относительную стабильность и развитие. Сегодня этот факт уже нельзя отрицать.
Западные стратеги и их региональные, зависимые партнеры, впрочем, в своем желании тотального переформатирования существующего порядка вещей на такие "пустяки", как спокойная жизнь миллионов людей и внимания не обращали. В результате весь мир получил то, что получил. И никому не известно, как теперь распутывать эти клубки глубочайших противоречий, которые теперь еще политы кровью сотен тысяч жертв многочисленных конфликтов. Можно понять эмоции президента России Владимира Путина, который в 2015 году, комментируя последствия "арабской весны" и вмешательства во внутренние дела суверенных государств, с трибуны ООН обратился к представителям западного сообщества: "вы хоть понимаете теперь, чего вы натворили?". Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если понимают и последствия просчитывали заранее – значит, речь идет как минимум о безответственной политике. А если не понимали и не понимают, действуя, как слон в посудной лавке, – стало быть, времена выдающихся западных политиков и дипломатов уровня де Голля бесповоротно канули в лету. А на смену им всем пришел один глобальный Джон Кирби.
В 2011 году Россия воздержалась при принятии резолюции Совбеза ООН об иностранном военном вмешательстве в гражданскую войну в Ливии и создании там бесполетной зоны. С этой красивой формулировки, казалось бы, связанной исключительно с небом и авиацией и не подразумевающей ничего кошмарного, и начался процесс распада Ливии и окончательного уничтожения там законности и мирной жизни. Принимая решение провернуть схожий сценарий в Сирии, Вашингтон и Брюссель, видимо, рассчитывали, что Москва промолчит и в этот раз. И очередной неугодный правитель, в данном случае Башар Асад, будет свергнут, а западные корпорации получал полный контроль над сирийскими недрами и транзитными маршрутами, против чего сирийский президент категорически выступал. Западу было не важно тогда, как не важно и сейчас, останется ли существовать сирийское государство как таковое. Подобные "издержки производства", да еще и связанные с "чужим", арабским населением, там никого и никогда не смущали.
Но эта карта не сыграла: в дело на законных основаниях вмешалась Россия с присущими ей серьезностью и прозрачностью намерений. Примечательно, что в последние месяцы в США и Европе на самом высшем уровне начали звучать мнения об ошибочности операции в Ливии. Выглядит, конечно, красиво. Но не убедительно. Ведь опять – никаких попыток отказаться от "хитрых" внешнеполитических технологий и поддержки очередных мятежников в очередной стране. А это гарантирует, что путь Ближнего Востока и Северной Африки к миру или хотя бы к устойчивому перемирию будет долгим и тернистым.