Автор Ольга Героева
Аферы США с плутонием пошли только на пользу России. После выхода из соглашения с американцами об утилизации оружейного плутония Россия получила возможность вырваться в безусловные мировые лидеры в атомной энергетике. Хотя уже сейчас в МОКС-технологиях Россия обогнала США на пять лет вперед. Сегодня только в России есть завод по производству МОКС-топлива – смеси плутония и урана. Он находится глубоко под землей, на глубине 250 метров, и там уже год производят принципиально новое топливо для ядерных реакторов.
Плутоний ведь просто так не уничтожишь. Да и материал очень ценный – в нем много энергии. Плюс к этому есть и обедненный уран, которого в процессе создания ядерного оружия накопили очень много – миллионы тонн. Вот и решили соединить уран и плутоний – получилось МОКС-топливо. Оно сгорает, а в процессе сгорания вновь воспроизводится плутоний, только в меньших количествах. Теоретически, он может быть смешан с новой партией урана и вновь поступить в реактор. Но, по соглашению с американцами, вторично полученный плутоний использовать для производства новых партий топлива было нельзя – для облегчения контроля.
А без этого ограничения получился бы почти вечный двигатель. В процессе сгорания топлива получать новое топливо – фантастика! И такую технологию смогли создать только в России. Десятки лет ее пытаются получить атомщики разных стран – бьются за МОКС-топливо французы, американцы, англичане, японцы. И все коту под хвост. Американцы потратили на строительство завода по утилизации плутония в Южной Каролине почти 8 млрд долларов – и понапрасну. Долгострой прикрыли из-за отсутствия технологий и денег.
А куда им девать плутоний, раз утилизировать его негде? Решили схитрить и в обход соглашения стали смешивать его с другими химическими веществами и размещать в специальных хранилищах. Другими словами, закопал, потом, когда нужно – откопал и пустил на ядерную боеголовку. И как здесь не согласиться с позицией сенатора Линдси Грэма. На слушаниях конгресса по запросам Национального управления по делам ядерной безопасности еще 16 марта он назвал уловки США "паршивым планом". "Это самый идиотский план, который можно только вообразить, – сказал он. – Сменить курс и надеяться, что русские с этим согласятся". Но в Вашингтоне сделали хорошую мину при плохой игре. А теперь "разочарованы" решением России о выходе из двустороннего соглашения по утилизации плутония. Так чего они ждали после этого своего жульничества?
Звоночек был еще в апреле, когда Владимир Путин уличил Соединенные Штаты в нечестной игре. Выходит, мы должны наш оружейный плутоний утилизировать, как и договаривались, а американцы лишь аккуратно складируют запасы, как говорится, до востребования. В Вашингтоне сделали вид, что ничего не услышали. Ну и как реагировать, если партнер просто-напросто жульничает? В картежной игре за такое били канделябром по голове. Но россиянам агрессия полностью чужда. Просто пожали плечами и встали из-за стола. Мол, поймете, как нужно себя вести в приличном обществе – скажете. А мы тогда и посмотрим, садиться ли с вами опять за один стол.