Автор Михаил Шейнкман
Ему оставалось потерпеть всего полтора-два месяца. И потом, уже на Гавайях, отдаваясь блаженству безделья, вместе со всеми смотреть, как будет выкручиваться изо всей этой истории новый президент. И, может быть, даже посочувствовать ему. Все-таки на кону партнерство с главным союзником на Ближнем Востоке и 750 млрд долларов долговых обязательств США. Их Саудовская Аравия обещала пустить в расход, если что-то пойдет не так. Пошло. И дошло. Вначале до его ручки. А после того, как она отказалась подписать закон о спонсорах терроризма, переступило и через его голову.
В правовом поле Обама остался один воин с вето. С того вето. Впервые за все его восемь лет конгресс подавляющим большинством – а значит, даже на происки республиканцев не свалишь – преодолел запрет президента. Вопреки ему обе палаты разрешили родственникам жертв 11 сентября подавать иски против официального Эр-Рияда. Считается, что саудовское гражданство 15 из 19 смертников-авиатеррористов и связи саудовских властей с Аль-Каидой – это достаточные основания для моральной и материальной сатисфакции.
Почему это случилось именно сейчас – понять несложно. Если ты, конечно, не Обама. Им ведь всем тоже – переизбираться. А здесь такой драматический повод заработать электоральный бонус. 15 лет после 9/11. И горькое общественное осознание того, что за все это время запрос на юридическое возмездие отнюдь не снизился. Уничтожение Ирака и Афганистана, как и ликвидация Бен Ладена, американцев не убедили. И законодателям с этим надо было что-то делать. Если они, конечно, хотят ими остаться. А они хотят. Независимо от партийной принадлежности.
Хотя даже ради этого пренебрегать президентом в Штатах как-то не принято. Но если он не "хромая утка". А тут так удачно совпало. Этого совсем не жалко – в Белом доме он все равно уже без пяти минут не жилец. К тому же и прежде все видели, что Обама откровенно сдает. Теперь еще и услышали, что не только сам, но и всех. "Это опасный прецедент. Мы внезапно оказались подвержены ответственности за все, что мы делаем по всему миру. И тоже оказались субъектами частных исков в судах, где мы часто не знаем, какие могут быть последствия".
Да это же "главный секрет буржуинов" и явка с повинной. Любому, кто решит призвать США к ответу, это откровение их президента можно будет как вещдок предъявлять. То есть, он всегда знал, чем именно они занимаются, но был уверен, что им все это сойдет с рук. И вдруг антисаудовский закон. Это же, получается, "говорим на тебя, переводим на себя". Обама, по сути, ставит свой "демократический" Пентагон в один Эр-Рияд, коль скоро опасается, что американцев теперь по всему свету смогут привлекать за то же самое. Ведь если судить по его словам, атака на Всемирный торговый центр для них стала не только поводом, но и примером.
Те же методы. Ну, может быть, без самоубийц. Но самолеты, взрывы, невинные жертвы, стертые в порошок фундаменты государств. И совсем не только Ирак с Афганистаном как "башни-близнецы". Еще и Ливия, и Сирия. Прав Обама: им есть, что предъявить. Другое дело, что юрист проснулся в нем слишком поздно. И то лишь для того, чтобы перевернуться на другой бок. Через полтора-два месяца это уже будет не его проблема.
Что касается саудитов, они, конечно, ответят. Но Вашингтону всегда есть, чем их утешить. Например, оружием и безусловным карт-бланшем на войну в Сирии, в Йемене, ну и где они там еще захотят. Госдеп уже приступил к созданию режима наибольшего благоприятствования. Пригрозил Москве за Сирию атаками экстремистов на российские города и, как выразился его представитель, "трупами в мешках". И кто после этого спонсор терроризма? Или, по крайней мере, его подстрекатель. Так что, может быть, Обаме конгрессу спасибо надо сказать, что направил гнев американцев за 9/11 Эр-Рияду, а не Вашингтону.