Автор Михаил Шейнкман
Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень. Как конь и трепетная лань. Если впрягаются, то врозь. Чтоб бить копытом друга на друга и вбить последний в крышку гвоздь. Хотя сейчас все-таки – предпредпоследний. В таком формате им еще встречаться дважды. В президентской кампании Соединенных Штатов началось самое интересное. Как их здесь назвали – самые ожидаемые предвыборные дебаты десятилетия. Пожалуй, единственный случай, когда Трамп и Клинтон могут поработать сообща. На рейтинг трансляции.
Им заранее прочили рекордную телеаудиторию, способную затмить финал Суперкубка США по американскому футболу. Тоже ведь, в известном смысле, со своими тачдаунами: очками, заработать которые можно лишь в атаке на зону соперника. В дебюте, впрочем, все произошло так, словно просто давно не виделись. Рукопожатие. Пожалуй, более продолжительное, чем требовал ритуал. Он ее даже за локоток подержал и по спинке погладил. Сдержанные улыбки. Оба слишком хорошо знают, как вести себя в эфире. Хотя в таком качестве при всем богатстве их биографий они не были ни разу.
Шесть раундов по четверть часа каждый. По две минуты на ответ, остальное – полемика. Дотошная Клинтон усиленно готовилась и, по слухам, отрабатывала риторические приемы на актере-трампозаменителе. Оригинал же, напротив, решил не изменять себе и полагался лишь на импровизацию. Так, уверял, будет честнее. При этом снисходительно пообещал не называть Хилари "жуликоватой". И слово это свое сдержал. В себе. Их поведение, кстати, комментаторы вообще оценили как "джентльменское". Конечно, не без перехода на личности. Все-таки законы жанра никто не отменял. Но она не назвала его "агентом Путина", а он не вспомнил о ее здоровье.
Говорили только о том, что уже бросалось в глаза. Поэтому не сказали ничего нового. Но здесь ведь и имело значение не то, что скажут, а как. Это же "голливуд" – внешние эффекты важнее смысла. Манера, реакция, гримасы, игра. "Ужимки и прыжки". Чтобы зрительно нивелировать 25 сантиметров разницы в росте, Хиллари пошла на военную хитрость. Потребовала от организаторов чуть видоизменить ее трибуну и поставить постамент подальше от почти баскетбольного Дональда. Мерялись они, понятно, совсем не размерами, но уж очень Клинтон не хотела, чтобы оппонент смотрел на нее сверху вниз. Ставки крайне высоки. А разрыв столь ничтожен, что и такая деталь способна повлиять на настроения и решить исход борьбы.
Хотя – два пожилых человека. Им лавочка у подъезда подошла бы больше трибуны. Однако свой порох в пороховницах они желают просыпать на весь мир. Но для начала – друг на друга. Впрочем, оба были достаточно сдержанны. Можно даже сказать, не похожи на себя. И в этой непохожести – по ряду опросов – Клинтон казалась более убедительной. Что, если разобраться, лишь доказывает тезис Трампа о том, что лучше всего ей удается лицедейство.
В общем, аты-баты, шли дебаты. Аты-баты, про войну. Эх, нам бы кралю, нам бы кралю, нам бы кралю хоть одну. Будь американцы почастушечней, могли бы после эфира исполнить и что-нибудь эдакое. Во всяком случае, те из них, что отдали победу в этом раунде первой в США женщине-кандидату. Среди зрителей CNN, например, таких набралось большинство. Но это была благодарная аудитории с явным преобладанием сторонников Демпартии. Так что о чистоте выборки речь не идет. К тому же, все-таки это – лишь пристрелка. Огонь на поражение претенденты откроют чуть позже. 9 октября они сойдутся вновь.