Автор Владимир Барсегян, радио Sputnik, Эстония
В эстонскую прессу кто-то "слил" текст секретной докладной записки бывшего советника правительства по вопросам психологической защиты Ильмара Раага членам правительственной комиссии по безопасности. В данном опусе анализируется возможность возникновения сепаратистских настроений на северо-востоке Эстонии — регионе, заселенном почти на 100% русскоязычным населением.
Вероятнее всего, мысль о необходимости изучения настроений жителей данной местности возникла сразу после событий 2014 года на Украине. Тогда во многих горячих политических головах "вскипела" мысль о возможном отделения приграничных районов Эстонии и присоединении их к России. И, вероятно, не без основания, но об этом чуть позже.
Призрак референдума о самоопределении возник в ночных кошмарах политиков и вылился в приступ шизофрении. На северо-восток зачастили всевозможные чиновники, чтобы найти нелояльные элементы и зафиксировать всех поименно, дабы было понятно, где, кого и куда изолировать… при необходимости. Цифры, выданные "на гора", потрясают: если когда-нибудь в этом регионе возникнут предпосылки для возникновения сепаратистских настроений, то "пассивно поддерживать такой конфликт будут 60 тысяч человек, а полторы тысячи человек — возможные активные сторонники конфликта". А это уже не просто кружок заговорщиков — это полки и дивизии врагов Эстонской республики.
Конечно, нереальные, конечно, в воспаленном воображении чиновника, но ведь слушают и читают этот бред не пациенты сумасшедшего дома или врачи-психиатры, а министры правительства, способные принимать решения, которые могут стать для этих десятков тысяч русскоязычных фатальными. В военное время с ними можно было бы вообще не церемониться — окружить регион колючей проволокой и дождаться, пока вопрос решится сам собой. Благо опыт такой имеется. Именно так и поступили с солдатами Северо-западной добровольческой армии в 20-х годах прошлого века, умершими в эстонских концентрационных лагерях от ран, болезней и бесчеловечного обращения. Но сейчас времена другие — демократия и права человека. Даже если очень хочется — нельзя.
На самом деле в исследовании господина Раага есть некая толика истины. Политика в отношении русскоязычного меньшинства в Эстонии привела к тому, что большинство людей, не принадлежащих к коренному этносу, даже если здесь родились, выросли и умерли их дедушки и бабушки, не чувствуют страну своей. А если достать пыльные подшивки эстонских газет за все 25 лет существования независимого государства, то тут и без исследования Ильмара Раага станет понятно, что в головах большинства эстонцев слово "русский" носит отрицательный оттенок, и самое главное, что они этот оттенок радостно транслируют в мир. Помнится, один "русскоязычный" пользователь известной социальной сети из Эстонии написал горькую фразу: "Что нужно сделать, чтобы Родина нас полюбила?". Фраза зависла в его ленте, никто ничего ему не ответил. Нет ответа…