Поисковая система Google может привлечь на сторону кандидата от Демократической партии США Хиллари Клинтон около 3 млн голосов на предстоящих президентских выборах. Психолог Американского института поведенческих исследований и технологий (Калифорния) Роберт Эпстайн опубликовал доклад, в котором утверждается, что параметры автопоиска на популярном сайте Google настроены таким образом, что негативные фразы о Хиллари Клинтон не входят в список предлагаемых вариантов. Эпстайн считает, что это может привлечь на сторону Клинтон неопределившихся избирателей.
О своем исследовании Роберт Эпстайн рассказал американскому бюро Sputnik.
"Мы провели эксперимент, в нем участвовали 300 человек из 44 штатов. Мы показывали им различные поисковые предложения и предлагали выбрать одно или создать свой собственный запрос. Два из этих предложений были негативными. Они касались кандидатов в вице-президенты: республиканца Майкла Пенса и демократа Тима Кейна. И то, что мы обнаружили, шокировало. Люди выбирали негативные подсказки в два раза чаще, чем мы предполагали – на них пришлось 40% всех кликов. Негативные предложения люди выбирали в пять раз чаще, чем нейтральные. А если посмотреть на тех избирателей, которые еще не определились, они кликали на негативные подсказки в 15 раз чаще, чем на нейтральные. Это говорит о том, что автозаполнение в поисковых системах может быть легко использовано для манипуляции мнениями. Все, что нужно сделать: если вы поддерживаете одного кандидата, нужно скрыть негативные подсказки о его кандидатуре. А для оппонента, наоборот, не скрывать такие подсказки", – сказал Роберт Эпстайн.
В доказательство своих слов автор исследования привел следующие примеры:
"Посмотрите на частоту запросов – в Google есть такая опция. Вы обнаружите, что "Хиллари лгунья" в Google довольно популярный запрос. И практически никто не ищет "Хиллари Клинтон восхитительна". Но когда Google показывает вам подсказки, он не предлагает "Хиллари Клинтон лгунья", он предлагает "Хиллари Клинтон потрясающая". Другими словами, Bing и Yahoo показывают подсказки на основе того, что люди чаще ищут. А Google показывает вам собственный отредактированный лист предложений. И делает это, пряча негативные подсказки об одном кандидате, которого поддерживает. Это замечательный и очень простой способ манипулировать людьми".
По словам Роберта Эпстайна, людям даже не приходит в голову, что компьютерные поисковые системы могут использоваться для манипуляции их сознанием.
"Исследования показывают, что люди верят онлайн-поисковикам, таким как Google, больше чем любым другим медиа. Потому что другие медиа-ресурсы конкурируют, и это очевидно. Если вы смотрите CNN и Fox News, политический уклон, как правило, очевиден. А в онлайн поисковых системах человеческий фактор невидим, и люди думают, что это компьютерный алгоритм, и он объективен. Но мы выяснили, что это совершенно не так, что это доверие основано на иллюзии", – сказал доктор психологии.
Возвращаясь к вопросу о Хиллари Клинтон и ее шансах в президентской гонке, Роберт Эпстайн отметил, что сам поддерживает ее кандидатуру. Однако он осуждает любые манипуляции с информацией, считая их угрозой демократии.
"Чтобы не было недопонимания, скажу, что я не республиканец, я не сторонник (кандидата от республиканцев Дональда) Трампа, и я думаю, что миссис Клинтон будет хорошим президентом. Но я также люблю Америку и верю в демократию. Мы проводили эксперименты более чем с 10 тысячами участников из 39 стран. Эти исследования показали, что то, что делает Google, это угроза демократии, это превращает демократию в какую-то шутку. Потому что выборы в их руках, они решают, кто победит. Манипуляции, на которые они способны, могут обеспечить любые результаты, и никто даже не заметит. И не останется никаких задокументированных следов. Что же происходит с демократией при таком сценарии?", – задается вопросом доктор психологии.
Слушайте полную версию интервью >>