Второго сентября лидеры России и Японии провели встречу на Восточном экономическом форуме во Владивостоке. Владимир Путин и японский премьер Синдзо Абэ обсудили экономическое сотрудничество, а также политические вопросы, в том числе – о подписании мирного договора между двумя странами и о принадлежности Курильских островов. Российский президент заявил, что Россия территориями не торгует. При этом Владимир Путин предложил выработать новый подход к выстраиванию двусторонних отношений на тот случай, если спор по Курилам не будет урегулирован. Японская сторона заявила, что их позиция – это определить принадлежность четырех островов и подписать мирный договор.
Президент России отправится с официальным визитом в Токио 15 декабря.
Сейчас у России и Японии есть реальная возможность урегулировать отношения и окончательно решить вопрос принадлежности Курил, сказал в эфире радио-шоу "КомпАс" на радио Sputnik руководитель японского направления Высшей школы экономики, кандидат исторических наук Андрей Фесюн. Но прорыв, по его мнению, возможен лишь в том случае, если не будет сопротивления со стороны США:
"Почему Япония пытается сблизиться с Россией? И сможет ли японское руководство объяснить своему народу необходимость дружить с Москвой? Я думаю, ответ на эти вопросы мы можем получить после 15 декабря. Тогда Владимир Путин встретится с Синдзо Абэ. Никто не возьмется предсказать, чем эта встреча закончится. Думаю, что один из вариантов – это признание положения Московской декларации, то есть два острова. Причем, сначала японцы подписывают мирный договор. На это Абэ может пойти. Вопрос в том, ратифицирует ли этот договор нижняя палата японского
парламента. 50 на 50. В зависимости от того, какая реакция будет со стороны консерваторов и какая реакция будет со стороны США. К тому времени мы уже будем иметь нового президента Америки. По крайней мере, знать имя будущего президента и понимать, что будет. Если это будет Хиллари Клинтон, то это будет такой нажим на Японию, что не факт, что Абэ что-то подпишет. Также возможна идея совместного управления этими территориями".
По мнению эксперта, Синдзо Абэ действительно готов и хочет выстраивать хорошие политические и экономические отношения с Россией, "подружиться" с Москвой. Однако его поддерживает в этом начинании лишь малая часть политической элиты Японии и совсем не поддерживает население. Официальная позиция Токио по вопросу Курил остается прежней: вариант признания островов российской территорией не рассматривается, напомнил Андрей Фесюн.
"Что может сделать Синдзо Абэ? Он может признать декларацию 1956 года. Более того, она же признана, ратифицирована нижней палатой Японии. Это единственный документ, который существует в наших отношениях, основополагающий. Абэ может, проще говоря, например, согласиться на формулу "два острова". Это одна из тех, которые есть у Токио, то есть формулы, как получить остров обратно. Самый кардинально настроенный класс националистов говорит, четыре острова разом и все! И тогда мы рассмотрим возможность заключения мирного договора. Люди помягче говорят, мол, так ведь не получится… Давайте по-другому. Россия два отдает, а потом еще два. Третий вариант – а давайте так, пусть сначала Москва признает японский суверенитет над островами, а потом отдаст. И так далее… Но, позвольте, это же разные вариации одного и того же! Хитро, умно, по большому счету. Вот вам – японская дипломатия. Они начинают говорить так, как будто вопрос, собственно говоря, решен. Мол, давайте говорить, как Россия отдаст острова", – сказал Андрей Фесюн.
По словам эксперта, дружба с Россией со стороны Синдзо Абэ – это большая возможность попасть в учебники истории. Однако Россия вряд ли отдаст свои территории. Политически это абсолютно нелогичное решение, отметил Андрей Фесюн. Вся проблема в том, что в данном вопросе не может быть обоюдовыгодного решения и для Японии, и для России. И с большой вероятностью поставить точку в споре об островах будет возможно не ранее чем через 20 лет.