Автор Владимир Барсегян, радио Sputnik, Эстония
Легенда о прикованном Прометее знакома всем? Ну, будем считать, что кое-кому известна в общем и целом. Летопись же стоящего на приколе ледокола Botnica еще только пишется. Прометей был прикован к одной из гор Кавказа, Botnica – к одному из причалов Таллинского порта. И если титан страдал от гнева Зевса, то ледокол пал жертвой антироссийских санкций. И теперь вместо того, чтобы приносить прибыль, он приносит своим хозяевам 250 тысяч евро убытков ежемесячно. И все из-за санкций, которые теоретически должны наносить экономический ущерб России, но на самом деле вредят тем, кто их ввел.
Зимой у ледокола работа все-таки есть, по договору с Департаментом водных путей Эстонии он должен находиться в Таллине с 20 декабря по 20 апреля, так как этот корабль был приобретен для гарантии круглогодичной работы эстонских портов. А далее для него нужно искать работу. Хозяева ледокола, нужно отдать им должное, на месте не сидели и эту работу нашли, причем работу весьма неплохо оплачиваемую. Дочерняя фирма Таллинского порта TS Shipping заключила с компанией "Карморнефтегаз" (совместная фирма Exxon Mobil и российской "Роснефти") договор об аренде ледокола, по которому предполагалось использовать Botnica на совместных российско-американских буровых установках в Карском море. Однако прошлым летом фирме пришлось прервать договор, так как "Роснефть" попала под санкции Евросоюза. И с тех пор ледокол стоит, а его команда сидит без дела. Естественно, прибыли ледокол не приносит, а вот текущие операционные расходы Botnica составляют примерно 250 000 евро в месяц, к чему прибавляется амортизация и выплата процентов по кредиту от материнской компании.
Эстония купила Botnica в 2012 году за 50 млн евро. Корабль имеет самый высокий из требуемых в Балтийском море ледовых классов ICE-10. Максимальная толщина льда, которую MSV Botnica способен преодолевать при равномерной скорости, достигает 1,2 метра. В общем, если говорить о корабле, как о человеке – красавец! Но по странному стечению обстоятельств (а если говорить правду, по глупости политиков страны его пребывания) красавец этот – невостребован.
Кстати, с покупкой ледокола связана незаконченная скандальная история. Тогдашний министр экономики Юхан Партс распорядился приобрести его без публичных торгов и выделил на это 50 млн евро. При подробном расследовании выясняется, что реальная цена на данный ледокол по крайней мере на 10 млн евро меньше. На основании имеющихся на сегодняшний день данных трудно сказать, почему судно было оценено именно в такую сумму и в чей карман ушли означенные 10 млн. Вопросы-то, конечно, есть, но как это часто бывает в Эстонии, когда дело касается больших денег – ответы на них вряд ли когда-нибудь прозвучат. Вот такая несчастливая история складывается у этого ледокола, чему виной – человеческая глупость и жадность.