Автор Михаил Шейнкман
Если беда не приходит одна, то Дэвид Кэмерон, как выясняется, один не уходит. Только со скандалом. Люди, знающие его, сразу предупреждали: ну не может такой человек покинуть свой пост просто так, не сопроводив увольнение какой-нибудь громкой историей. Ну не в его характере оставить совсем уж без ответа свое сокрушительное поражение на референдуме по ЕС. Ожидание было недолгим. Великобритания "взорвалась", узнав, кого бывший премьер включил в свой наградной список.
48 персон. И сплошь – свои люди. На титул лорда выдвинуты бывший глава МИД, а ныне Минфина Филип Хаммонд и по-прежнему министр обороны Майкл Фэллон. На Кавалера почета рекомендован экс-министр финансов Джордж Осборн. Орден Британской империи "светит" Уиллу Стро, провалившему кампанию за сохранение членства в ЕС. Не забыта даже стилист супруги экс-премьера Саманты Кэмерон. Изабель Спирман претендует на степень офицера Ордена Британской империи. Кроме того – спонсоры, соратники, политические союзники. Иными словами, ближний круг.
Британия в шоке от такой избирательности. Здесь говорят, что Кэмерон обесценил саму суть наградной практики. Есть в Соединенном Королевстве такая старинная традиция: свежевыбывший глава кабмина может обратиться к монарху с просьбой пожаловать званиями и почестями некоторое количество деятелей по его представлению. Это так называемое "право последней милости", которое, как повелось, не редактируется. И не то чтобы воля ушедшего священна. Но на островах как-то принято считать, что премьером по определению является человек с государственным мышлением. А значит, и поощрять он не станет, кого попало, сохранив это мышление даже после отставки. Поэтому ему вполне позволителен этот "утешительный приз" на посошок. Тем более, не для себя ведь старается.
Предшественники Кэмерона Тони Блэр и Гордон Браун этим прощальным "бонусом" не воспользовались. Поэтому британские журналисты, лишь прознав о верстке "наградного листа" от Дэвида, прониклись к нему особым интересом. Как чувствовали. Теперь – уникальный случай – его обвиняют в использовании служебного положения даже после выхода из него. Знали бы русский, сказали бы, что Кэмерон превратил красивый обычай в банальную "проставу". Только у нас в качестве отходной накрыли бы поляну. А он решил пустить на это дело королевские награды.
Возмущение общества дошло до нынешней хозяйки офиса на Даунинг-стрит. Но не так, как само это общество хотело бы. Терезу Мэй призвали заблокировать этот процесс, однако она предпочла невмешательство. "Это было бы очень печальным прецедентом для нового премьер-министра", – заявил ее официальный представитель. Между прочим, сама Тереза, что служила Кэмерону верой и правдой министром МВД, в списке не значится. Но она, вероятно, и не в обиде. Ведь он наградил ее целой страной. И правом своей "последней милости" тоже. К тому же, как она может лишать Хаммонда или Фэллона знаков отличия, если ей с ними еще работать. Что касается стилиста супруги Кэмерона, то у Мэй, естественно, есть свой. И он теперь будет очень стараться. Знает, ради чего.