Автор Татьяна Голованова
Весь мир следит за тем, как Великобритания готовится выходить из Евросоюза через уже открытую дверь. Интересно многое – и то, как будет меняться модель поведения Лондона в его связях с Европой, и то, как это отразится на мигрантах из ЕС, да и на самих жителях Соединенного Королевства. Интрига сохраняется и в отношении лондонского района Сити, где на одной квадратной миле создается до 10% ВВП Великобритании. Останется ли Сити после Brexit'а столицей мировой финансовой империи или превратится в один из обычных районов города, где когда-то прокручивали миллиарды фунтов стерлингов? Сейчас большая часть решений зависит от действий британского правительства. Конкретно, от нового премьер-министра Великобритании Терезы Мэй. Та сама более 20 лет проработала в Сити, а потом там же проходили ее бизнес-ланчи. А вокруг – дорогие галстуки, платья и шикарные автомобили. Но останется ли район таким же и дальше?
Эксперты видят три варианта развития событий для "Мекки белых воротничков" после Brexit'а. Один из них достаточно неприятен для британской экономики. Международные финансовые организации начнут переносить основные операции с евро – а вслед за ними и свои штаб-квартиры – в другие города Евросоюза. А конкурентов здесь у Лондона достаточно: Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Дублин. Для операций с другими валютами есть Азия: Гонконг, Сингапур, Дубай. Да и про Нью-Йорк забывать не стоит. В этом случае, по имеющимся оценкам, потери для британского финансового сектора могут составить сотни тысяч рабочих мест. А потери для финансового оборота будут просто катастрофическими.
Но есть и другой вариант. Если Лондон сумеет плавно и без потрясений перейти с финансовых правил ЕС (которыми многие все равно недовольны) на свои собственные, более гибкие и выгодные для финансистов, то Сити может рассчитывать на новый взлет. Законы уже понятны, британское право – одно из самых удобных для инвесторов. Квалифицированных "белых воротничков" в Лондоне – хоть отбавляй. Более выгодная по сравнению с ЕС шкала налогов, дополнительные преференции для инвесторов, а на выходе – потенциальное укрепление роли Лондона как офшорного центра для частного банкинга и финансово-технологических компаний. А заодно – и для торговли в юанях, объем которой на лондонских площадках до сих пор стабильно рос. Тут и часовой пояс сыграет на пользу: Лондон удачно вписывается по времени между работой двух других крупных финансовых центров – Нью-Йорка и Шанхая.
Есть, правда, и третий выход из ситуации. Просто оставить все как есть. Для этого Лондону нужно будет лишь выторговать для себя сохранение некоторой степени доступа к общему рынку ЕС. Тогда Британия попадет под европейские законы по облегченному режиму работы с третьими странами со "схожими правилами игры". Только третий вариант ставит слишком много вопросов. Главный из них: а нужен ли был Brexit, если после него ничего не изменится?