Воронежский авиазавод в среду, 27 июля, передал представителям Минобороны России специализированный воздушный пункт управления (ВзПУ), так называемый "самолет Судного дня", на базе доработанного широкофюзеляжного самолета Ил-96-400, сообщает "Российская газета".
По заказу военного ведомства самолет был оснащен узлом спецсвязи. В мирное время, как сообщается, самолет будет использоваться для командировок высших лиц Минобороны.
Специализированный пункт управления на базе Ил-96-400 стал третьим поколением таких комплексов. В конце 2015 года Минобороны получило командный пункт второго поколения, созданный на базе самолета Ил-80.
Воздушный пункт стратегического управления предназначен для применения в условиях оперативного развертывания войск, отсутствия наземной инфраструктуры, а также в случае выхода из строя наземных пунктов управления, узлов и линий связи.
Подобная техника на данный момент есть только у США.
Главный редактор журнала "Национальная оборона", военный эксперт Игорь Коротченко в эфире радио Sputnik рассказал о том, какими средствами располагает Россия для обеспечения ядерной безопасности.
"Воздушный командный пункт предназначен для управления вооруженными силами и стратегическими ядерными силами нашей страны в условиях возможного конфликта либо нападения на Российскую Федерацию. Делается это для обеспечения устойчивой системы управления. Могу сказать, что помимо воздушного пункта управления, генеральный штаб ВС нашей страны, национальный центр управления обороной России располагает системой мобильных подземных и воздушных командных пунктов, на которые заведены дублирующие каналы связи", – сказал Игорь Коротченко.
Все это, по его словам, обеспечивает устойчивость системы боевого управления.
"И гарантирует неотвратимость ядерного возмездия в случае, если какая-либо страна осуществит ракетно-ядерное нападение на Россию. То есть благодаря этому воздушному пункту факт нападения на нашу страну не останется без ответного возмездия. Любая страна, которая посягнет на безопасность или территориальную целостность Российской Федерации, которая начнет против нас войну или нанесет внезапный удар, получит ответ. Воздушный командный пункт оставляет возможность принятия санкций на ответное применение всех возможностей, которые есть у России, включая ядерную", – сказал военный эксперт.
Кроме того, он отметил, что данный командный пункт предназначен для работы высшего звена руководства Минобороны.
"Находясь на борту этого самолета на высоте порядка 10-12 километров, барражируя над заданной территорией, предположим, министр обороны России имеет полноценные возможности по применению любых видов и родов ВС, включая стратегические ядерные силы, при условии получения соответствующей санкции от президента России. То есть это полноценный воздушный пункт, с которого можно управлять всей деятельностью армии и флота, в том числе в условиях обычной и ядерной войны", – заключил Игорь Коротченко.