Сейм (нижняя палата парламента) Польши на заседании в пятницу, 22 июля, принял постановление о признании 11 июля Национальным днем памяти жертв геноцида, совершенного украинскими националистами против жителей II Польской Республики в 1943-1945 годах. Ранее эти же события признал геноцидом сенат Польши.
По версии польской стороны, массовые убийства совершались в 1939-1945 годах сторонниками Организации украинских националистов-Украинской повстанческой армии (ОУН-УПА, запрещена в РФ) против польского населения Волыни, Восточной Галиции и юго-восточных воеводств II Польской Республики.
Кульминацией событий 1943 года, которые называют "Волынской резней", считается 11 июля – в этот день украинские националисты атаковали одновременно порядка 150 польских деревень. Польские историки расценивают "Волынскую резню" как геноцид и этническую чистку и заявляют о гибели от 100 до 130 тысяч человек. Украинская сторона, в свою очередь, считает эти события следствиями войны Армии Крайовой с УПА, в которой принимало участие и мирное население. Свои потери она оценивает в 10-20 тысяч человек.
Президент Украины Петр Порошенко заявил, что сожалеет о решении польских парламентариев и призвал к взаимному прощению. Порошенко отметил, что в данной ситуации два народа должны вернуться к заповеди "прощаем и просим прощения" и таким образом прийти к примирению и единению.
Политолог Владимир Киреев в эфире радио Sputnik выразил мнение, что, героизировав бандеровцев, Киев спровоцировал Польшу на принятие решения.
"Украина разозлила своими действиями поляков. Все польское общество с негодованием воспринимает героизацию ОУН-УПА и постановку бандеровцев в центр современного политического дискурса на Украине. Нет сомнения, что это вызывает сильнейшее раздражение. Поляки не могут рассматривать бандеровцев как героев. Для них это палачи, и никак иначе", – сказал Владимир Киреев.
Однако решение польского парламента, по его мнению, существенно не отразится на взаимодействии Варшавы с Киевом, которые сплочены враждебностью по отношению к России.
"Политические лидеры руководствуются прагматическими интересами, формируемыми, главным образом, критическим отношением, враждой к России. Для Варшавы и Киева сейчас основная повестка дня – это агрессивные взгляды в сторону Москвы. Они заняты поисками: что бы еще сделать неприятного для России. Все это координируется из Вашингтона. Все это перевешивает эмоциональную реакцию на то, что происходит в самом украинском и польском обществе. Вне всякого сомнения, и для киевской политической элиты, и для варшавской достаточно безразлично, что думают простые поляки и украинцы", – считает политолог.
По его мнению, рост националистических настроений и на Украине, и в Польше будет продолжаться.
"На Украине бандеровцы захватили пока культурный дискурс. И хотя они присутствуют в Раде, политики они не определяют. Но если такая ситуация будет продолжаться, то через 3-4 года они физически придут к власти. Причем такие же тенденции просматриваются и в Польше. Националисты в обеих странах играют все большую роль. И в скором времени традиционные умеренно-националистические консервативные партии для простых граждан Украины и Польши будут уже "безвкусными", они захотят жесткого национализма, который будет требовать крови", – считает Владимир Киреев.