Во Франции вечером в четверг, 14 июля, водитель грузовика протаранил толпу людей, которые собрались на Английской набережной Ниццы, чтобы посмотреть фейерверк по случаю Дня взятия Бастилии. По данным очевидцев, грузовик, не останавливаясь, делая зигзаги, давил людей на протяжении почти двух километров набережной, нападавший также открыл стрельбу. Он был ликвидирован силами полиции. Президент Франции Франсуа Олланд назвал это нападение терактом.
По последним данным, погибли 84 человека (среди них есть дети), еще около двухсот получили ранения. Среди погибших и пострадавших много иностранцев. На своей странице в Facebook консульский департамент МИД РФ сообщил, что одна россиянка погибла, еще одна была ранена, местонахождение троих граждан России пока неизвестно.
Как передает агентство Рейтер со ссылкой на источник, близкий к расследованию, исполнитель теракта опознан, им оказался 31-летний француз тунисского происхождения.
Телеканал iTele, в свою очередь, сообщил, что преступник, имя которого пока не называется, не раз попадал в поле зрения французской полиции из-за мелких правонарушений. При проверках силовики не смогли установить его связь с радикалами. В МВД Туниса также заявили, что мужчина не числился в списке террористов.
После теракта в грузовике нашли большое количество боеприпасов. По данным агентства Франс Пресс, машина была арендована за несколько дней до теракта в Ницце.
Президент Международной контртеррористической тренинговой ассоциации ("МКТА") Иосиф Линдер считает, что в данном случае возникает множество вопросов не столько к правоохранительным органам Франции, сколько к руководству страны.
"Французские службы достаточно разобщены, их множество. Но здесь больше вопрос не к исполнителям, то есть правоохранительным и специальным службам, а к организаторам и руководителям всей политической жизни Франции – к политическому руководству Евросоюза и Французской Республики. Серия жесточайших террористических актов, которая потрясла Францию, Бельгию за последние несколько лет, не привела к тому, чтобы было сделано что-то для реорганизации работы спецслужб и реального усиления безопасности", – сказал Иосиф Линдер в эфире радио Sputnik.
По его мнению, сегодня в Европе складывается крайне непростая ситуация.
"Здесь (в Европе – ред.) более двух миллионов нелегальных иммигрантов, которые не хотят и не будут интегрироваться в европейское общество, а будут пытаться создавать свои псевдокультурные анклавы, невзирая ни на национальную, ни на конфессиональную принадлежность, ни на культурные традиции. И будут постоянно поставлять организаторов и исполнителей подобных террористических актов. Франция создала абсолютно беспрецедентную ситуацию, когда часть населения, которое даже натурализовано во Франции, имеет французские паспорта, по сути, не являются гражданами ЕС и Франции. Они исповедуют совершенно другую идеологию и культуру. И эта субкультура, которая начала развиваться еще во времена Шарля Де Голля, привела к тому, что недееспособность и боязнь правительства совершить какие-то жесткие действия только усугубляет ситуацию", – отметил эксперт.
При этом он не исключает, что исполнителю террористического акта в Ницце не удалось полностью реализовать свой план.
"Возможно, что-то пошло не так, и был более продленный сценарий данного действия. Возможно, планировалось использование взрывчатых веществ в толпе, но произошла какая-то техническая несостыковка. Но в любом случае факты свидетельствуют только об одном – водитель-тунисец был только исполнителем заранее спланированной и четко организованной террористической акции, аналогичной тем, что произошли ранее в Стамбульском аэропорту, в Париже и Брюсселе. Это элементы четко спланированной атаки. И ее организаторы добились того результата, на который они ставили. Страна находится в шоке", – заключил Иосиф Линдер.