Автор Татьяна Голованова
Украина вновь рискует остаться без электричества. Как сообщают информагентства, украинские электростанции столкнулись с дефицитом угля. Наиболее критическая ситуация на пяти ТЭС: Мураховской, Ладыжинской, Углегорской, Трипольской и Запорожской. По мнению украинских энергетиков, "блэкаут" не за горами: ТЭС могут остановить свою работу полностью уже через считанные дни. Интересно, что еще в мае официальный Киев заявлял о том, что дефицита нет, а в стране переизбыток угля аж на 3 млн тонн.
По мнению экспертов, власти лукавят, а все слова о достатке и даже переизбытке – не более чем политическая риторика. Действительно, на ряд предприятий угля завезли достаточно, может быть, и с запасом. Но пяти ТЭС его точно не хватило. И если они вынужденно остановятся, то обеспечить светом несколько украинских областей попросту будет некому. Станции, которые продолжат работать, компенсировать нехватку энергии не смогут, да и перераспределить мощности – дело не такое уж простое.
Почему же у одного из главных угледобытчиков мира нет угля? Как говорится, сапожник без сапог? Все дело в том, что уголь, который подходит для украинских ТЭС, добывают в основном в Донбассе. Купить его можно и в России. Отказаться от закупок в ДНР и ЛНР украинские власти и рады бы – тем более что введенную Киевом блокаду непризнанных республик никто не отменял. Но не получается. В течение почти всего июня донбасский уголь и впрямь не закупали. И вот закономерный и ожидаемый (кем угодно, кроме Киева) результат: украинские ТЭС оказались на грани остановки. В последних числах июня, как сообщали официальные представители в Донецке и Киеве, поставки возобновились. Но как бы не оказалось слишком поздно: обратный отсчет времени до "блэкаута" уже пошел. Такова уж нынешняя киевская логика: полстраны без света оставим, а с "врагами" договариваться не будем.
Но все равно ведь приходится. В прошлом году было что-то похожее. Тогда даже специальную пиар-акцию придумали: закупки дорогущего угля из ЮАР. Африка оказалась ближним светом, но неподходящим качеством. Потом были скандалы с коррупционными схемами, затем и сами африканцы отказались от сделки. Пришлось поневоле обращаться к Донбассу и Москве. От российского угля нос воротили, пока ситуация не стала критической. Вот и сейчас уверяют, что до конца года российский уголь Украине будет не нужен. Но на самом деле все равно покупают. По данным украинских налоговиков, в первом полугодии примерно две трети импортированного страной угля было из России. Что, собственно, неудивительно. Заявлять-то можно о чем угодно. Но вариантов на самом деле – не так много. Либо закрыть глаза на политическую конъюнктуру, либо сидеть в полной темноте. Зато с открытыми глазами.