"Нафтогаз Украины" раскрыл детали реструктуризации компании – она предусматривает создание отдельных акционерных обществ "Магистральные газопроводы Украины" и "Подземные газохранилища Украины", которым будут переданы активы "Укртрансгаза".
Кабинет министров Украины в конце прошлой недели утвердил план реструктуризации "Нафтогаза" путем отделения подразделений по транспортировке и хранению газа.
При этом постановление правительства предусматривает, что газотранспортные активы будут переданы новому оператору только после вынесения Стокгольмским арбитражем окончательного решения по искам между "Нафтогазом" и "Газпромом" по транзиту.
Как сообщил глава "Нафтогаза" Андрей Коболев, предполагается, что план реструктуризации компании позволит в течение примерно года осуществить выделение газотранспортной системы из компетенции "Нафтогаза".
Смысл реструктуризации "Нафтогаза" состоит в привлечении иностранных инвесторов, но они будут вкладывать деньги только в самые ценные активы, считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
"Идея была в том, чтобы привлечь стратегических инвесторов. А самый ценный актив – это газовые хранилища, которые можно использовать, чтобы закупать газ в периоды низких цен, а потом продавать его в периоды более высоких. Иностранцам вкладываться в эти активы мешала неразделенность компаний. Изначально идея была именно в этом. Это было два года назад. И все это время не могли принять решения о разделении "Нафтогаза", только сейчас договорились", – отметил Сергей Пикин.
Процесс реструктуризации, по словам эксперта, также не будет быстрым из-за продолжающейся тяжбы "Нафтогаза" с российским "Газпромом" в Стокгольмском арбитраже.
"Предполагается, что к концу года будут какие-то первые решения по искам, поданным еще два года назад. Далее прения будут продолжены, там же не одно только будет решение. От "Газпрома" там лежит исков более чем на 30 млрд долларов. Украина претендует на еще большие суммы – так что процесс будет не быстрым", – считает Сергей Пикин.
Эксперт подтвердил, что в любом случае предстоящий раздел "Нафтогаза" не повлияет на его действующие в настоящий момент обязательства перед "Газпромом".
"В любом случае договор (между "Нафтогазом" и "Газпромом" – ред.) действует до 2019 года. И даже если будет новое юридическое лицо, то оно будет отвечать по обязательствам своего предшественника, и здесь вряд ли получится уйти от ответственности", – полагает Сергей Пикин.