Автор Михаил Шейнкман
В таком тонком и изнурительно-щепетильном процессе, как урегулирование территориального спора, важна каждая деталь. Особенно, если ты посредник. И тем более, если имеешь дело с такими чувствительными партнерами. Как улыбнуться, как сесть, что сказать, в какой последовательности встретить. Во всем необходимо соблюдать паритет и равновесие. То, что это совсем не значит – равноудаленность, Владимир Путин доказал одной фразой. "Конфликт, который достался нам из нашего прошлого". В этих его "нам" и "нашего", собственно, и сопричастность, и ответственность, и общая боль, и расположение.
Президента Армении Сержа Саргсяна приняли первым. Ну, так он в Санкт-Петербург первым и прибыл. Но во время протокольной съемки Путин перечислял страны в алфавитном порядке. А здесь приоритет у Азербайджана. Так что и Ильхам Алиев – без обид. Впрочем, они потому и приехали в Россию, что оба точно знают, где их понимают лучше всего. Последняя Вена месяц назад, конечно, тоже была хороша. Хотя бы потому, что она была. В тот самый момент, когда, казалось, что Карабах вновь запылал началом девяностых и перемирие уже невозможно.
Но там, в компании сопредседателей Минской группы ОБСЕ и прочих официальных лиц Алиеву и Саргсяну, чтобы друг до друга добраться, понадобились эти пресловутые "шесть рукопожатий". По теории, это среднее расстояние между любыми двумя незнакомыми людьми на земле. А они хоть и знают друг друга не первый год, однако ведут себя, как чужие, лично не здороваются. Но в питерском формате им хватило и двух рукопожатий. Значит, сокращается дистанция, ускоряется процесс. И стол круглый, как геометрия ситуации. Когда позиции вроде бы диаметрально противоположны, но у каждого – равный радиус действия, как ни крути.
Двусторонние контакты Путина по отдельности как признак того, что оба одинаково дороги. Затем втроем закрылись на час. Перекусили. Потом еще минут сорок взаперти. В итоге совместное заявление, и, как назовет это Сергей Лавров, "наше общее понимание того, что мы делаем шаги все-таки в направлении урегулирования". "Главы государств констатировали достижение взаимопонимания по ряду вопросов, решение которых позволит создать условия для прогресса в нагорно-карабахском урегулировании", – это уже цитата из текста.
Хотя его самые важные слова, наверное, написаны в самом конце. "Путин", "Алиев", "Саргсян". Именно в таком порядке, потому что Путин – на правах хозяина, Алиев и Саргсян – по алфавиту. И это тот случай, когда все очень удачно сложилось. В аббревиатуру. П.А.С. Тоже, конечно, возможны разночтения и варианты в зависимости от того, кто и во что играет. Но на предложение еще повоевать теперь каждый знает, что ответить. Когда ставки растут, хоть уже они больше, чем жизнь, главное – вовремя остановиться и сказать: "мы – ПАС". Сейчас у них это получилось. Не верите – читайте по заглавным буквам.