Автор Михаил Шейнкман
Ума. net – считай патроны. Пуля, может быть, и дура, но поубойней всяких компьютерных гениев будет. Это же гораздо надежней: вместо кучи кнопок – один курок. Чтобы додуматься до этой простейшей мысли, натовским стратегам понадобилось шесть лет. В 2010 они решили разработать эффективную систему защиты от киберугроз. В 2016 поняли, что лучше всего искать ее не в головах, а в арсеналах. Там точно что-то есть.
Генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что альянс в будущем станет отвечать на виртуальные атаки развертыванием обычных видов вооружений. "Если серьезная кибердиверсия будет классифицирована как прецедент, блок может и должен отреагировать", – сказал он в интервью немецкой Bild. По его словам, страны условились защищаться от интернет-ударов точно так же, как от нападений на земле, в небесах и на море. То есть, с применением пресловутой пятой статьи во всем ее боевом великолепии.
Иначе говоря, если что, словосочетание "взорвать интернет" в НАТО поймут буквально. Потому что самая продуктивная сеть – это динамит. Любой браконьер подтвердит. И никого не надо вылавливать, все само всплывет. "Степень реакции зависит от тяжести компьютерной агрессии". И хотя с этого места хотелось поподробнее, уточнять градацию Столтенберг не стал. Поэтому осталось за кадром, сочтут ли в Брюсселе за киберудар поражение, скажем, в World of tanks или буйство крипов в Dota 2. После них ведь тоже, если верить геймерам, рука сама тянется к чему-то тяжелому. Почему бы и не к артиллерии с бронетехникой, если они уже на парах.
Впрочем, и без уточнений ясно, что речь в первую очередь идет о разгуле хакеров. Вот где бич XXI века. А если об этом говорит генсек НАТО, то управлять этим бичом может только Россия. Ну, или Китай, как вариант. В общем, если надо причину, то хакер – причина. Это даже проще, чем насыпать муку в пробирку Колина Пауэлла. Достаточно самим вывести из строя какой-нибудь компьютеризированный стратегический объект. Лучше где-то в Прибалтике – им все равно без надобности. Или внедриться в систему управления каким-нибудь "Боингом". Лучше где-то над Украиной – там уже отработана траектория. И все. Понятно же, чьих это хакеров дело.
По выражению Столтенберга, кибероборона альянса, как принято у них добавлять вместо артикля или слов-паразитов, не направлена против конкретной страны. Как, надо полагать, и те четыре допбатальона, что формируются для дислокации в Прибалтике и Польше. Тоже ведь, получается, хоть и виртуальна "российская угроза", но размещает НАТО свой ответ на нее не в интернете, а на грани реальной войны. Поэтому, пусть и без семи компьютерных пядей во лбу, но блок – продвинутый пользователь. В смысле, пользуясь случаем, слишком далеко продвинулся.
Так что, генсек, по сути, ничего нового не сказал. Это же их старый, как сам альянс, метод. Придумывать виртуальную опасность, а затем реально ее бомбить. Разница лишь в том, что раньше они таких понятий не знали. Поэтому и бомбили ту же Югославию без всяких киберобоснований. Кстати, накануне хакер из Косово признал, что вскрыл базу данных армии США и выложил ИГ (запрещено в РФ) всю личную информацию военнослужащих и федеральных чиновников. Вот, собственно, и прецедент для "пятой статьи". Хотя нет. Косово же для них – не прецедент.