Автор Мария Мельник
Избранный президент Филиппин Родриго Дутерте призывает граждан активнее бороться с преступностью. Причем всеми доступными способами. Говорит, если вы увидели наркоторговца – задержите его и доставьте в полицию. Если окажет сопротивление – убейте. Пристрелите его, и я дам вам медаль, обещал избранный президент. За каждого мертвого наркобарона обещают награду в 5 млн песо (107,5 тысяч долларов). Живой будет стоить на тысячу песо дешевле.
Цель – борьба с наркомафией – вроде благая. Но средства довольно странные. Во-первых, не очень понятно, как люди будут вычислять преступников. И как потом будут обосновывать свои действия в полиции. Удостоверений наркодилера криминальные картели не выдают, а наркотики или крупные суммы денег в карманах убитого – доказательства так себе. Так что эффект может получиться обратный, если любое убийство можно будет объяснить борьбой с преступностью. Во-вторых, мне что-то не верится, что у каждого законопослушного филиппинца, который жаждет справедливости, есть оружие. А полицейские вряд ли начнут его раздавать. Ну и всегда остается философский вопрос: не становится ли преступником тот, кто убивает других людей, пусть и не самых лучших?
Впрочем, у Родриго Дутерте таких вопросов, очевидно, не возникает. Он, еще будучи мэром города Давао на юге страны, получил прозвище "Каратель" за то, что поддерживал "эскадроны смерти", которые расправлялись с преступниками, чью вину не получалось доказать. И, судя по всему, у многих жителей страны, уставших от преступности, такая политика не вызывает вопросов. За Дутерте, которого поддержали левые партии, отдали голоса более 16,5 млн филиппинцев – почти 40% избирателей. По душе им, наверное, и другие громкие инициативы нового лидера. А именно – запретить алкоголь и курение, ввести комендантский час для детей, вернуть смертную казнь через повешение и разрешить стражам порядка стрелять на поражение в тех, кто сопротивляется при задержании.
Правда, все эти заявления он сделал еще до того, как станет полноправным президентом: инаугурация состоится 30 июня. И только после этого станет понятно, действительно ли Филиппины станут бороться с одними преступлениями при помощи других.