Автор Татьяна Голованова
Китай нашел деньги для реализации идеи "Экономического пояса Нового Шелкового пути". Во всяком случае, нашел, где их взять. За привлечение инвестиций возьмутся финансисты Специального административного района (САР) Китая, крупнейшего финансового центра – Гонконга. Его власти и сами не против участия в амбициозном проекте. В рамках создания "пояса" разрабатывается создание экономических коридоров через весь материк. В том числе, по маршруту Китай – Центральная Азия – Россия – ЕС. Инвестиции требуются немалые, но и отдача от них ожидается соответствующая.
Решение поучаствовать в проекте власти Гонконга приняли после визита туда его главного пекинского куратора, третьего человека в китайской иерархии Чжан Дэцзяна. Для начала Гонконг выделит 200 млн долларов на финансирование консультаций со странами, поддерживающими идею "Экономического пояса Нового Шелкового пути". Кроме того, Гонконг будет главным консультантом в вопросах инвестиций. По программе все достаточно понятно. С Пекина – идея, с Гонконга – инвестиции. И все же план вызвал неоднозначную реакцию у ряда аналитиков. Они считают, что КНР просто использует любимый инвесторами Гонконг, чтобы обеспечить проект деньгами. Однако никаких особых бонусов от этого сам Специальный административный район, дескать, не получит.
Впрочем, есть и другая точка зрения. Есть мнение, что участие Гонконга в проекте сделает его еще более привлекательным для международных инвесторов. Кроме того, Гонконгу обещают, что он станет исходной точкой для "Морского Шелкового пути" – из Китая в страны Индийского океана и в ту же Европу. В этом случае Специальный административный район станет одним из основных бенефициаров. Интересы Китая тоже понятны. Расширение старых и появление новых рынков сбыта товаров и услуг – вот главная задача возрожденного "Шелкового пути". А это сулит возрождение сверхвысоких темпов роста экономики Поднебесной. Эксперты также считают, что идея подключения Гонконга к проекту "Шелковый путь" имеет для Китая, помимо экономического, еще и внутриполитический аспект. Поскольку она станет еще одним механизмом для дальнейшего сближения Гонконга и материкового Китая.
Не секрет, что в Специальном административном районе есть силы, которые мыслят в прямо противоположном направлении. К слову, приезд Чжан Дэцзяна на проходивший в Гонконге международный форум "Один пояс, один путь" был первым приездом туда столь высокопоставленных китайских чиновников с 2012 года. Чтобы обеспечить безопасность во время форума, власти Гонконга на несколько дней оцепили район его проведения и даже запретили там полеты дронов. А, кроме того, как сообщала местная пресса, залили швы между брусчаткой в соседнем районе специальным клеем. На случай возможных протестов радикальных оппозиционеров – чтобы лишить их подручного оружия. Между тем, как считают некоторые эксперты, планы подключения Гонконга к проектам в рамках "Нового Шелкового пути" преследуют вдобавок ко всему и дополнительную цель. А именно – через укрепление связей между Гонконгом и материковым Китаем, а также за счет притока дополнительных инвестиций "лишить почвы" гонконгских оппозиционеров. И это вполне может сработать.