Автор Михаил Шейнкман
В Прибалтике "Весенний шторм". В Молдавии "Драгунский пионер". В Грузии "Достойный партнер". Тут не надо быть Иваном Васильевичем и менять профессию, чтобы "терзали смутные сомнения". Собственно, тут и сомнений нет. У натовских учений сразу в пяти бывших советских республиках позывные разные, позыв один. И гриф тоже: "самые крупные". И нужно очень постараться, чтобы не увидеть в этих маневрах на грани фола репетицию уже не гипотетического, а реального военного окружения России.
Грузия, конечно, особняком. По крайней мере, здесь так думают. Может быть, и не пуп земли, как хотели бы, но для Запада тоже вполне эрогенная зона. Во всяком случае, НАТО там уже пристраивается со своими танками. Это у них впервые в истории. БМП Bradley и прочая бронетехника высаживались здесь и в прошлом году. Но Abrams еще никогда. В 2015 и присутствие живой силы было скромнее, раза в два. А сейчас, кроме полутысячи грузин – 600 американцев и 150 британцев. Будь на дворе 2008, где-нибудь до августа, можно было бы даже не думать, на кого все это рассчитано. В 2016 этого уже можно не опасаться. Готовы.
Тем более, "мы проверили, насколько быстро способны усилить безопасность региона", – раскрыл смысл учебного вторжения на Кавказ заместитель посла США в Тбилиси Николас Берлинер. Проверили. Получилось гораздо дольше тех самых пяти дней от 08.08. Но "мы за то, чтобы больше НАТО было в Грузии и больше Грузии в НАТО!" – никак не уймется президент Маргвелашвили. Но больше Грузии теперь точно не будет. А то, что от нее осталось, уже принадлежит не ей.
Как и сам ее верховный главнокомандующий. Открывал маневры исключительно на языке англосаксов. Назвал их "братьями по оружию". Хотя стоило бы еще и отцами родными. "Эти учения подтверждают, что мы на правильном пути", – едва не прослезился Маргвелашвили от переизбытка чувств. Но "мы" о себе могут сказать только они. Грузия как раз остается на месте. Другое дело, что ей всегда хотелось попасть в особое положение. Вот она и оказалась в интересном. Совершенно точно, что в этих маневрах с альянсом страна "нагуляет" себе, как назвала это министр обороны Хидашели, "первое официальное подразделение сил реагирования НАТО".
Надо полагать, "плод большой и чистой любви". Хотя, что еще можно ожидать от "Достойного партнера". Noble Partner по-английски. Какой partner, такая ему и Nobleвская "премия". Зато форма у бойцов этого отряда будет с нашивками НАТО. Вот где ловкий маркетинговый ход. У нас, правда, такой в каждой подпольной мастерской проделывают с закрытыми глазами. Наклеишь на подделку известный бренд, и вот он уже не просто грузин грузином, а фирменный продукт с товарным знаком Североатлантического альянса. А значит, любому, кто позарится, можно дать достойный ответ: мол, это будет очень дорого стоить.
Хотя – кто позарится? Уже клеймо. Отношения-то не оформлены, а в этих местах это имеет значение. Да и нужны они Западу – эти отношения. Пусть Грузию блок и не присоединил, но, судя по логотипам на мундире ее солдат, уже пришил. Что касается "Абрамсов", то не менее агрессивные "Хаммеры" здесь уже были. Военными трофеями 58-ой армии. Впрочем, учения, как они любят говорить, не направлены против третьих стран. И это – не легенда. Россия-то для них, на самом деле, всегда на первом месте.