Автор Евгения Красилова
Кенийские власти собираются закрыть все лагеря беженцев на территории страны. В Найроби заявляют, что это вынужденная мера. Содержание приезжих обходится небогатому африканскому государству слишком дорого. Кроме того, это еще и опасно. Такие лагеря давно стали местами вербовки боевиков террористической группировки "Аш-Шабаб". А по последним сообщениям, в поисках сторонников до Кении уже добрались и эмиссары запрещенной в России и ряде других стран группировки "Исламское государство".
По официальным данным, на территории Кении находятся более полумиллиона беженцев. В основном это выходцы из соседнего Сомали, которые бежали от голода и войны. Так, один только крупнейший в мире лагерь Дадааб приютил 300 тысяч человек. Созданный четверть века назад на средства международных спонсоров временный палаточный городок сегодня превратился в четвертый по величине населенный пункт Кении. Правда, жизнь там трудно назвать комфортной и безопасной. Бежав от войны, люди продолжают умирать от голода и болезней.
Так что, когда говорят о том, что сотни тысяч человек после закрытия лагерей "останутся на улице" – это всего лишь фигура речи. Беженцы и так живут практически на улице, укрываясь в импровизированных жилищах, сделанных из веток и брезента. Изредка они получают помощь от международных организаций, которые заезжают в Кению с миссиями, а потом публикуют отчеты и иллюстрируют их красочными фотографиями.
Тем временем госсекретарь США Джон Керри уже выразил обеспокоенность ситуацией в Кении. Он также пообещал, что Вашингтон поможет и в борьбе с террористами – при условии, что Найроби не откажется от своих международных обязательств.
Вполне вероятно, что получив очередную подачку в виде нескольких миллионов долларов, кенийские власти откажутся от своего решения. Так уже было в прошлом году. Но могут и пойти до конца. Первый решительный шаг уже сделан: правительство распустило департамент по делам беженцев.
Если лагеря будут ликвидированы и беженцам запретят оставаться на территории Кении, те будут вынуждены искать новое убежище. Очевидно, что это спровоцирует новый миграционный поток, как минимум, часть которого направится прямиком в Европу. А в одном лишь лагере Дадааб, напомним – 300 тысяч человек. И все они – никакие не "экономические мигранты", а самые настоящие беженцы. Если они окажутся на территории Европы, выслать их ЕС не будет иметь права.