Автор Михаил Шейнкман
Теперь они успокаивают себя тем, что уж в Евросоюз-то Турция в обозримой перспективе точно не вступит. Между тем, еще совсем недавно так же говорили и о безвизовом пространстве для нее. Но ЕС предполагает, а беженцы поджимают. И вот уже Еврокомиссия официально рекомендует отменить визы для турецкоподданных. Парадоксально, конечно, делать это сейчас, когда страны Шенгена друг друга без паспортов уже не пускают. Но, так сказать, "расположение" налицо. Новая, как выразился глава МИД Турции Чавушоглу, страница. И, похоже, писать ее будет не Европа. Ну, разве что, под диктовку Анкары.
Это даже нельзя "гамбитом" назвать. Неважно – турецким или миграционным. В шахматах такой дебют подразумевает жертву пешки или фигуры. А ЕС-то отдает сразу все пространство. Хотя тоже, между прочим, комбинация. У турок же, не считая миллиардов евро по схеме 3+3, теперь появляется и живой интерес в том, чтобы спасать Европу от беженцев. Для себя. Им ведь тоже надо будет где-то размещаться.
Все-таки европейским чиновникам перед тем, как что-то подписывать, стоило, непременно инкогнито, слетать хотя бы на курорт в Анталию. Там же любой гид вместо "здрасьте" предупредит, что турки страсть как любят торговаться. А значит – умеют. А, следовательно, своего никогда не упустят. И чужого, если подвернется, тоже. Возможно, зная об этом, Брюссель был бы более осмотрительным, заключая с Эрдоганом сделку. Хотя, тоже не факт, учитывая, как крепко сел ЕС в миграционную лужу. Европарламент – тот заранее обо всем догадался. Принял резолюцию с призывом признать турецкий 25-м официальным языком Евросоюза. Чтобы чувствовали себя в нем, как дома.
Европейская комиссия, впрочем, еще пытается создать видимость принципиальности из пяти пунктов, которые Анкаре якобы следует выполнить в срочном порядке, чтобы получить свободный доступ в Шенген. Но уже призывает страны ЕС поторопиться с либерализацией пространства, чтобы, как и обещали туркам, успеть до 30 июня. А ведь считается, что остались самые неподъемные для Эрдогана требования, принять которые для него – что сменить веру. Но в нем, судя по всему, Брюссель не сомневается. Всего пару недель назад та же Еврокомиссия признавала, что Турция исполнила менее половины из 72 условий, а теперь их осталось, как пальцев на одной руке.
Все схватывает на лету. И ЕС – тоже. Схватила и держит. В нем, правда, думают, что это – страховка. А это – нитки, за которые принято дергать. Собственно, ими и шито их соглашение. Можно сказать, шито-крыто. Поскольку Европе, чтобы отменить визы, приходится не только, по выражению Би-Би-Си, "зажимать нос и задерживать дыхание", но и закрывать глаза. Связи и бизнес с террористическими группировками, этнические зачистки, уничтожение свободы слова, подавление инакомыслия, диктатура с явными признаками полицейского государства. С такими-то критериями Саудовская Аравия и даже Ливия могут занимать за Турцией очередь на свободный вход в Евросоюз.
Обрадуются ли европейцы, если они вместо, или, скорее, кроме уже привычных мигрантов увидят у себя еще и турок, и почувствуют ли разницу между ними – это вопрос. Впрочем, их всегда можно убедить в том, что турки и туризм – это однокоренные слова, чтобы даже не подумали про османские корни. Хотя, если турки в ЕС – это туристы, то сам ЕС – это "завтрак туриста".