США уже начали поставки сжиженного природного газа в страны Азии, ЕС и Южной Америки. Об этом сообщил глава министерства энергетики США Эрнест Монис на встрече глав энергетических ведомств "Большой семерки" в Японии. В том числе в Японию, по словам Мониса, Соединенные Штаты в перспективе собираются поставлять до 80 млн тонн топлива, что соответствует ее годовому потреблению СПГ. Пока такие объемы экспорта еще не могут быть обеспечены, однако США намерены стремиться к наращиванию поставок, сказал глава американского Минэнерго.
Между тем, как отмечают эксперты, Япония уже закупает СПГ в России. И заявление Эрнеста Мониса фактически равнозначно угрозе потеснить в будущем РФ на этом рынке сбыта.
Громкое заявление главы американского Минэнерго не подкреплено соответствующими возможностями, считает заместитель генерального директора по инвестициям инвестгруппы "УНИВЕР Капитал" Дмитрий Александров.
"Планы озвучены грандиозные. Но в прошлом году Барак Обама "побаловал" еще более масштабными перспективами. Тогда речь шла об удвоении рынка СПГ только за счет мощностей в Соединенных Штатах. Примерно 200 млн тонн в год они собирались экспортировать в обозримом будущем. Сейчас прозвучала цифра порядка 80 млн тонн. А реальность, по оценкам Службы энергетической информации Минэнерго США, сводится к тому, что примерно в районе 2023 года совокупный объем экспорта может находиться в пределах 52-58 млн тонн в год", – сказал в эфире радио Sputnik Дмитрий Александров.
По его мнению, заметно увеличить экспорт СПГ Соединенные Штаты в обозримом будущем не смогут, в частности, из-за отсутствия соответствующего флота.
"Танкеры СПГ – это, с одной стороны, очень дорогие суда, а с другой стороны, их флот сейчас используется полностью. А те суда, которые заложены и строятся, уже законтрактованы. То есть, фактически, свободных судов нет", – отметил Дмитрий Александров.
По словам эксперта, есть и другая серьезная причина, которая ставит под сомнение объявленные американским министром планы – высокая стоимость доставки СПГ из США потребителям.
"Проблема не в рынках сбыта, а в том, готовы ли будут США идти к резкой и острой ценовой конкуренции. Потому что конкурировать в Европе, например, с СПГ из Северной Африки или из Катара, а на рынке Японии – с СПГ из России с технологической точки зрения практически невозможно. Потому что это совершенно другие транспортные плечи, и из США везти гораздо дольше. Соответственно, нужны какие-то другие льготы, и, фактически, демпинг", – сказал Дмитрий Александров.
Впрочем, по его мнению, на первый план могут выйти соображения не финансовые или экономические, а чисто политические.
"Здесь все пересекается, когда речь идет о крупнейших энергопроектах. Это, прежде всего, влияние, в том числе и политическое. Тот, кто обеспечивает технологическое развитие и энергоснабжение крупных стран, особенно когда речь идет о странах изолированных, таких как Япония или Южная Корея, не имеющих трубопроводных путей снабжения, получает дополнительные рычаги… Любая угроза эмбарго, санкций – даже ограниченных и узкосекторальных – может оказать самое драматическое влияние на крупнейшие ее компании. И, соответственно, они вынуждены прислушиваться и по другим вопросам. Как это было, мы видели на примере вынужденного присоединения Японии к санкциям против России, хотя там откровенно заявляли на высшем уровне, что не хотят этого делать, но вынуждены", – заключил Дмитрий Александров.