Автор Михаил Шейнкман
Мало им было "его борьбы". Они решили пройтись еще и по этапам его "большого пути". Вслед за первым в послевоенной Германии переизданием "Майн кампф" на немецких развалах тоже с претензией на бестселлер появилась история о том, как он дошел до жизни такой. В прямом смысле. Шаг за шагом. Четырехтомник "Гитлер. Путеводитель" – это подробнейшее описание ежедневных маршрутов фюрера. Адреса, пароли, явки, тайные встречи. Причем с тех пор, когда он на мировой порядок еще пешком под стол ходил.
Над беспрецедентным исследованием любитель этого дела Харальд Занднер трудился 20 лет. С немецкой педантичностью он скрупулезно воспроизвел хронологию перемещений тирана с 1889 по 1945 годы. 2400 страниц с многочисленными историческими фотографиями. По сути, "пошаговая стратегия". Хотя одной из своих задач Занднер называет "примирение немецких городов с их нацистским прошлым". Весьма двусмысленная формулировка, если иметь в виду, что местами оно здесь уже очень хорошо примирилось с настоящим и даже имеет виды на будущее.
Тем не менее, автор считает изучение последствий поступков Гитлера "лучшей прививкой против фашизма". Но предлагает вместо последствий – похождения. В жанре "авантюрного романа" в картинках. Обнаружил, например, что поведение Адольфа имело все признаки ярко выраженных психических расстройств. Отдавая приказ об убийстве тысяч человек, он мог проявить трогательную сентиментальность в быту.
"Каждый пишет, как он дышит". Личное дело. Это понятно. Но в иное время одно лишь название могло вызвать у немцев брезгливость. И бежать бы им от этого "путеводителя" без оглядки, а они следуют за Гитлером. Причем, судя по объему продаж, весьма охотно. Книга идет "на ура". Так же победоносно, как солдаты рейха в самом начале. Но четыре тома – как четыре года. В конце обязательно будет бункер. У каждого свой. И вопрос, на который Занднер, по его признанию, не нашел ответа. "Мои предки были нормальными людьми. Но, в конечном счете, стали нацистами и оставались ими до самого конца". Он так и не смог понять, почему. Но, получается, сделал так, чтобы Германии вновь было с фюрером по пути.
Хотя о немцах и так не скажешь, что Гитлера на них нет. Его стало слишком много. Он в литературе, в сериалах, в мыслях, в сопоставлениях. Сравнения с ним не шокируют и не оскорбляют. Он выходит на титульный лист и вновь идет по жизни. И пусть здесь историю не переписывают, а перечитывают, но это совсем другая история. Не материалы же Нюрнбергского трибунала и не свидетельства очевидцев того кошмара. Эдак по стопам фюрера можно далеко дойти. Скажем, до мемориальных табличек в стиле "здесь был Адольф". В любом случае, Гитлер в Германии оказался в шаговой доступности. И теперь уже буквально.