Автор Михаил Шейнкман
Службе протокола президента США над маршрутом его "прощального тура" трудиться не пришлось. Достаточно было просто вписать его в событийный ряд. Саммит правителей арабских стран Персидского залива в Саудовской Аравии, юбилей королевы Британии. Одна нога там – другая здесь. Но там ноги его больше не будет! Наверное, с такими мыслями он и покидал этот неприветливый и высокомерный Эр-Рияд, после которого Лондон, "где все просто и знакомо. На денек" – это как раз то, что доктор прописал. Для восстановления душевного равновесия. Ведь изначально мог надеяться, что здесь его примут, как родного. И что самое для него важное – как настоящего, а не хромого и уходящего.
Несмотря на то, что хозяина Белого дома и в Хитроу встречали не по-королевски, ко двору он все-таки пришелся. Причем дважды. Обед с Елизаветой Второй в Виндзоре: Обама первым из зарубежных лидеров удостоился чести поздравить без десяти лет вечного монарха с торжеством. Причем на пару со своей женой Мишель. Хотя, бывало, она и тут давала волю рукам – приобнимала августейшую особу. Не брала ее, конечно, за длань святейшую, как саудовского Салмана. Но тоже непозволительно нарушала этикет. Однако взять ее сюда муж не постеснялся. Свои же люди – англосаксы.
Ужин для президентской четы устраивают принц Уильям, его супруга Кейт и принц Гарри. В перерыве между сменой королевских блюд и покоев – Дэвид Кэмерон. Иными словами, визит-сэндвич. Обед с королевой, ужин с наследниками, а посередине – премьер-министр. Тут, как ни крути, маслом вниз не упадет. Не Эр-Рияд. Никакой подлости с ее законом, только гостеприимство.
Хотя у Кэмерона тоже были основания ограничиться исключительно рукопожатием. Таким же сухим, каким остался его осадок от "панамского скандала". И хотя он ловко выкрутился из "офшорного досье" своего покойного отца – парламент даже от расследования отказался – сограждане не простили ему паузы в словах. Вначале ведь пошел в отказ, и только спустя пару дней признал, что были акции, но все вышли. А ведь известно, благодаря кому он оказался в столь щекотливом положении. Вашингтон же объявил, что спонсировал утечку из "Моссак Фонсека". Впрочем, Кэмерону со студенческой скамьи не привыкать к тому, что друзья ему свинью подкладывают.
Сейчас, правда, все это крайне не вовремя. Ему же через два месяца на референдуме народ к выбору в пользу ЕС вести. А как это сделать с такой-то репутацией и рейтингом ниже 30%. Собственно, потому и Обама здесь, чтобы поднять бро Дэвиду хотя бы настроение. Юбилей королевы – это просто нарядный повод. Еще месяц назад британцев предупредили, что президент США приедет агитировать их за Евросоюз. Многие и тогда возмутились, и сейчас ему не рады. А тот чуть ли не у трапа объявил, что выход из сообщества повредит Соединенному Королевству как в плане предотвращения угроз, так и в отношении экономических проблем.
"Я скажу как искренний друг, что результаты вашего решения представляют глубочайший интерес для США". Еще бы, уйдет Лондон, и кому Штаты доверят давление на ЕС изнутри? Не Польше же с Прибалтикой. Такая оценка их скромных возможностей британцам, наверное, польстит, но едва ли окажется для них определяющей. К тому же и здесь все понимают, что Обама, при всем к нему уважении, политику уже не делает, а доделывает. Или, подделывает, как говорят злые языки. И совсем не просто так ему закатили во дворце пир горой. В Англии это же вековая традиция. Того, с кем пора прощаться, всегда кормят по-королевски.