Автор Михаил Шейнкман
Возможно, этот день когда-нибудь тоже войдет в историю. Чтобы реабилитировать 20 апреля. Не все же ему только появлением на свет будущего лидера германского нацизма "славиться". И хотя вряд ли при выборе даты обращали внимание на такое совпадение, что-то символичное в нем все-таки есть. Что тогда, в 1889, что сейчас, в 2016, никто даже не догадывается, к чему все это приведет. Впрочем, теперь, по крайней мере, точно знают, что не хотят, чтобы к войне. Собственно, именно поэтому спустя два года после разрыва всяких отношений между Россией и НАТО в Брюсселе и должны были возобновить их Совет. Все это время, правда, оставалась открытой так называемая линия экстренной связи. Но это, чтобы выходить из чрезвычайных ситуаций, а не избегать их.
Нынче же тот редкий случай, когда физическое сближение сторон обнадеживает – как минимум, потому что оно без оружия. Может быть, для более оптимистичных исторических аналогий им стоило подождать еще месяц, до 28 мая. Чтобы в 14-й день рождения формата сказать о его втором рождении. Но, видимо, в этом по-прежнему нет уверенности. Хотя, несмотря на это, кому-то все же невтерпеж. Как заявил высокопоставленный источник в Москве, представители альянса "в прямом смысле прибежали" с просьбой провести встречу. Их генсек Столтенберг еще в декабре дал понять, как они по нас соскучились: заявил, что изучают перспективы возвращения прямых контактов.
А ведь как бывало: да чтобы мы… да с Россией… да никогда в жизни… да пусть сначала она… Ну и все в таком духе. Он, понятно, никуда не исчез. Риторика, бахвальство, угрозы, учения на грани фола – все при них. Но выдержки заметно поубавилось. А это – первый признак неуверенности, переходящей в панику. При этом не скажешь, что не рассчитали собственные силы. Скорее, недооценили чужие. И лишь когда подошли вплотную, рассмотрели, что с таким вероятным противником все же лучше находиться за одним столом, чем по разные стороны баррикад.
Наверное, им очень хочется, чтобы сегодня в Брюсселе это выглядело так, будто они призвали Россию не столько к Совету, сколько к ответу. А то перед гражданами как-то неловко. Сотворили себе из Кремля злодея понарошку, а испугались-то по-настоящему. Они, конечно, как сказал госсекретарь Керри после повторного унижения "Дональда Кука", могли бы открыть огонь на поражение. Но после драки. И только чтобы сотрясти хотя бы воздух. В то время как ВКС России впору вводить у себя новую фигуру высшего пилотажа. Вдобавок к "бочке" еще и "корыто".
К счастью для НАТО, пока не разбитое. Но у него есть только один вариант безопасного сближения с Россией. Тот, что возобновляется в Брюсселе. А то, что, как говорят, без прорыва, так на то и военные, чтобы его не допускать. И даже если это только один совет, 20 апреля он может быть только о том, чтобы вспомнили, что любой поход на восток заканчивается там, где его затевают. Так что пусть считают, что сегодня в Брюсселе – промежуточный финиш. Это наш им добрый совет.