Окружной суд Гааги отменил решение по иску экс-акционеров ЮКОСа о взыскании с России 50 млрд долларов. Согласно постановлению, арбитраж не имел компетенции для рассмотрения иска экс-акционеров нефтяной компании, неверно интерпретировал договор, который Россия подписала, но не ратифицировала, и не имел права присуждать выплату компенсаций бывшим владельцам ЮКОСа.
В июле 2014 года третейский суд в Гааге единогласно удовлетворил иск бывших акционеров ЮКОСа и обязал Россию выплатить им 50 млрд долларов за нарушение прав инвесторов.
Россия оспорила решение арбитража, подав иск в Гаагский суд. Его решение открывает дорогу для снятия арестов с зарубежного имущества РФ в семи странах, изъятия которого бывшие акционеры ЮКОСа добиваются в попытке получить компенсацию за незаконные, по их мнению, действия властей России.
"На мой взгляд, правовых оснований для ареста имущества нет. Хотя, конечно, в каждой стране есть свои нюансы", – сказал в эфире радио Sputnik экономист, преподаватель РАНХиГС при Президенте России Владислав Гинько.
По его словам, многие страны ЕС, например Франция, признают, что в ряде случаев готовы идти на попятную.
"И даже "наступать на горло" собственному правосудию. Так было, когда американские финансовые власти наложили штрафы на французские банки. Реакция высокого руководства Франции была следующей: на территории Франции американское законодательство не имеет силы, но мы вынуждены его уважать и подчиняться. Вот такая странная позиция. Поэтому посмотрим, что будет твориться в каждой отдельной стране. Против России развязана информационная истерия, и она, к сожалению, действует и на головы судей, которые принимают решения", – отметил Владислав Гинько.
Несмотря на проигрыш в гаагском суде, экс-акционеры ЮКОСа планируют подать новые иски против России. По мнению Владислава Гинько, их расчет понятен.
"Получается, что ищут некие судебные органы, которые, так или иначе, будут слушаться определенных указаний из-за океана – тех, кто был главным инициатором санкций и давления на Россию и пытается "порвать нашу экономику в клочья". К сожалению, мы сталкиваемся с определенным фактом, что уже нет единого представления о том, что на Западе существует независимое правосудие. В ряде стран это дефрагментировано, это уже не является правосудием в чистом виде", – считает Владислав Гинько.