По приглашению Минобороны РФ группа европейских журналистов совершила трехдневный пресс-тур по Сирии, включающий посещение районов, недавно освобожденных от боевиков запрещенного в РФ и ряде других стран "Исламского государства". Журналист чешского издания Aktuálně.cz Иржи Юст поделился со Sputnik своими впечатлениями от поездки.
"Впечатления о Сирии у меня неоднозначные. Например, в портовом городе Латакия, недалеко от которого находится российская авиабаза, с ходу и не поймешь, что в стране война. Магазины не пустуют, в ресторанах нет недостатка в посетителях. А в нескольких километрах оттуда люди радуются хлебу, который им привозит российская армия. У них буквально нет ничего, только руины домов", – сказал Иржи Юст.
В ходе поездки чешскому журналисту довелось побывать в освобожденной от боевиков ИГ Пальмире. Пока террористы находились в городе, они целенаправленно уничтожали памятники мирового наследия.
"Вид античной Пальмиры совсем не радует. Из древних памятников остались только колоннада и театр. Остальные либо сильно повреждены, либо уничтожены без возможности восстановления. От знаменитой триумфальной арки остались одни обломки. Храм Бэла сильно разрушен. К нему нас не пустили, потому что там еще могут быть мины. Мы видели, как среди древних памятников ходят российские саперы", – рассказал Иржи Юст.
Схожие разрушения чешский журналист увидел и в другом недавно освобожденном от боевиков ИГ городе – Эль-Карьятейне.
"Ранее в этом городе проживала многочисленная христианская община. На окраине Эль-Карьятейна был монастырь эпохи раннего Средневековья – террористы его взорвали. Соседнюю школу они сровняли с землей бульдозером. Ход мыслей исламистов я не понимаю. С этой школой они могли сделать что угодно. Они могли, например, сделать из нее склад оружия, медресе. Но они ее просто снесли. Наверное, рациональное мышление – это не их сильная сторона. А что было бы с Сирией, если бы фанатики из ИГ овладели всей страной и создали свой халифат?", –спрашивает Иржи Юст.
По наблюдениям чешского журналиста, рядовые сирийцы очень хорошо относятся к российским военным.
"Я не знаю арабского языка, я мог наблюдать лишь их эмоции. Я думаю, что они рады тому, что Россия включилась в конфликт. Вероятно, в России они видят надежду, что война может скоро закончиться", – сказал Иржи Юст.