Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил о необходимости возобновления российско-турецкого сотрудничества для решения региональных проблем.
"К сожалению, после 24 ноября мы переживаем тяжелый период в отношениях с Россией. После распада СССР они успешно развивались, однако стали портиться еще до инцидента с самолетом из-за политики, которую российское руководство вело в последние годы. Несмотря на резкую реакцию Москвы, которую нам трудно понять, региональные проблемы делают необходимым возобновление нашего сотрудничества, так как РФ и Турция – важные страны в нашей географии. Ждем, что российские коллеги поймут это и оценят эту необходимость", – заявил Эрдоган, выступая накануне в Брукингском институте в Вашингтоне в ходе визита в США.
Отношения России и Турции переживают кризис после того, как 24 ноября 2015 года турецкий истребитель F-16 сбил в Сирии российский бомбардировщик Су-24. Президент России Владимир Путин назвал это "ударом в спину" со стороны пособников террористов и подписал указ о мерах по обеспечению нацбезопасности и специальных экономических мерах в отношении Турции.
У политолога, доцента кафедры государственной политики факультета политологии МГУ Юрия Юденкова вызывает сомнение искренность слов турецкого лидера.
"Когда я увидел это сообщение в интернете, я вообще решил, что это первоапрельская шутка. Но потом мне коллеги сказали, что эта новость появилась вчера. Так что на первоапрельскую шутку это не тянет. Но в любом случае нет уверенности, что это искренняя позиция. Потому что очень противоречивы высказывания. С одной стороны, он говорит, что это была ошибка, но не извиняется за сбитый самолет. С другой стороны – ему деваться некуда, и он ищет связи с Россией и утверждает, что ни Турция, ни Россия не могут убрать друг друга с горизонта. Да, мы не можем убрать его с горизонта, потому что мы вместе в Черном море и объективно мы экономически привязаны друг к другу", – сказал Юрий Юденков в эфире радио Sputnik.
Кроме того, Эрдоган, по мнению политолога, практически полностью растерял союзников. И, вполне возможно, именно это стало толчком для его заявления.
"С политической точки зрения – НАТО не оправдало его надежд на то, что будет поддерживать Турцию в инциденте с российским самолетом, оно отвернулось. Была надежда, что Саудовская Аравия поддержит Турцию в эскалации напряженности в Сирии, в воде наземных войск – тоже не получилось. Он растерял союзников и во внешней, и во внутренней политике. И получается, что ему надо искать контакты с Россией, это для него – объективная необходимость. Но еще нужно посмотреть, последуют ли, кроме словесных заявлений, какие-то действия со стороны Эрдогана", – сказал политолог.
Вместе с тем в четверг, 31 марта, турецкие СМИ сообщили о задержании боевика Альпарслана Челика, взявшего на себя ответственность за убийство Олега Пешкова – пилота российского Су-24, сбитого над территорией Сирии.
Однако, по словам Юрия Юденкова, задержание Челика – это, скорее, стечение обстоятельств, чем желание Анкары наказать виновного.
"Это вообще детективная история. Сидят ребята в ресторане, вызвали наряд полиции, арестовали их. Например, у этого Альпарслана Челика на руках был АКМ, то есть человек сидел в ресторане с автоматом. И его задержали не потому, что он сбил наш самолет, а просто потому, что откровенный бандит сидел в общественном месте с оружием и угрожал им кому-то. То есть его задержали не по приказу Эрдогана, его задержали в рамках обыкновенной полицейской операции, и потом уже выяснилось, что это именно тот человек, который сбил самолет. Я бы даже не стал думать об этом, как о каком-то жесте доброй воли со стороны Эрдогана, это просто стечение обстоятельств", – заключил политолог.