В Женеве завершился очередной раунд непрямых переговоров между представителями сирийских властей и различных оппозиционных объединений, цель которых – поиск политического решения кризиса в Сирии. Особых прорывов он не принес, но результаты все же есть, считают эксперты.
Переговоры по сирийскому вопросу возобновились в Швейцарии 14 марта. В течение десяти дней спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура встречался по очереди с представителями Дамаска и с различными группами оппозиции.
По итогам переговоров де Мистура обнародовал документ из 12-ти объединяющих принципов. Участники процесса должны их внимательно изучить и, как предполагается, к началу следующего раунда дать на них согласие или выступить с поправками.
Пока точная дата "Женевы-4" неизвестна, но, по словам спецпосланника ООН, следующей встречи можно ожидать не раньше 9 апреля.
Директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров считает сейчас преждевременным делать какие-либо далеко идущие выводы относительно переговоров. Дальнейшие споры, по его мнению, могут вызвать два ключевых момента.
"В список де Мистуры из 12-ти объединяющих принципов не вошел пункт о судьбе (президента Сирии Башара) Асада. Тут явно пошли навстречу правительственной делегации на переговорах. В то же время там есть пункт, предполагающий вывод всех иностранных войск с территории Сирии. А официально на территории Сирии находится только наша группировка. То есть это уже явно требование оппозиции. Вот эти ключевые моменты и будут являться основой споров, если переговорщики действительно соберутся за одним столом. Так что это пока общие наметки на будущее – не более того", – сказал Семен Багдасаров в эфире радио Sputnik.
Кроме того, по мнению политолога, требуют уточнения термины из обнародованного де Мистурой документа.
"В этом списке де Мистуры – что такое светская Сирия? Пусть объяснят. Потом, какое государство будет – унитарное или федеративное? Там множество непонятных вопросов. Пока здесь больше пожеланий и дипломатических шагов, которые, может быть, когда-нибудь к чему-то приведут. Однако уже можно констатировать, что это были первые переговоры, которые не завершились скандалом, отъездом той или иной делегации. Хотя бы это произошло", – заключил Семен Багдасаров.