Автор Татьяна Голованова
Мировая финансовая система недостаточно защищает интересы развивающихся стран и требует реформы. Об этом на открывшемся в Пекине экономическом форуме заявила директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард. Она отметила: если говорить о доступности ликвидности, то на одном краю спектра находятся те государства, которые наилучшим образом защищены всеми элементами существующей системы. Это по большей части развитые страны. А на другом краю спектра расположены внесистемные развивающиеся страны и государства с формирующимся рынком. А именно последние больше всего нуждаются в защите.
К слову, Кристин Лагард не в первый раз выступает за перемены и настроена, судя по всему, серьезно. Ведь дело не столько в настроении, сколько в необходимости. Но прежде чем начать менять мир, нужно начать с себя. Да, случилось чудо: МВФ все-таки перераспределил квоты, чего много лет добивались развивающиеся страны. До декабря прошлого года пересмотр квот не ратифицировали США, которые имеют право вето в отношении ключевых решений фонда, требующих принятия большинством в 85% голосов. В конце прошлого года США все же ратифицировали поправки в устав МВФ. Это дает возможность инициировать обсуждение дальнейших шагов в области реформы фонда и запустить дискуссию о новой формуле квот. Но желания и дальше реформировать фонд у стран "Большой двадцатки" нет – по крайней мере, у большинства ее участников. Развитые государства имеют более 57% голосов, развивающиеся страны и страны с переходными экономиками – 42%, из них БРИКС – 14,7%. То есть, и после пересмотра квот было сделано так, чтобы у стран БРИКС по-прежнему не было 15%, необходимых для блокировки решений МВФ.
Если мир не уверен в какой-то системе, и эта система не соответствует современным реалиям, мир ищет новые пути. Так и у МВФ появились конкуренты – Банк развития БРИКС и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Там более понятные правила и проще условия как раз для развивающихся стран, чьи интересы ущемлены в МВФ. Если фонд продолжит и дальше блокировать принятие реформ, то его роль в мировой валютной финансовой системе резко упадет. Поэтому заявление Лагард в Пекине – неслучайно. Это можно расценивать как реверанс в сторону Поднебесной. То, что глава МВФ заговорила о необходимости защиты интересов развивающихся стран, говорит о том, что с этими странами приходится все больше и больше считаться. В противном случае МВФ как финансовая структура начнет массово терять "клиентов".