Автор Михаил Шейнкман
То, что подавали "саммитом последней надежды", оказалось торжеством самообмана. Ведь теперь очевидно: все, на что Евросоюз еще может рассчитывать – это партнер, который его все равно обхитрит. Не потому, что Турция такая плохая, а потому что ее Эрдоган иначе не мыслит свою политику. Он бы с огромным удовольствием по-честному захватил ЕС так же, как редакцию оппозиционной газеты "Заман". Но поскольку это исключено, османскому предводителю остается только заманивать Запад. Его право, коль Старый Свет "ведется" на эти фокусы и прощает откровенное издевательство и над своими ценностями, и над здравым смыслом в принципе.
Пока, впрочем, все между ними выглядит более или менее паритетно. Хотя и странно. Договорились менять мигрантов по курсу один к одному. Турция будет принимать обратно нелегалов – так европейцы называют экономических беженцев или выходцев из относительно безопасных стран – а вместо них переправлять в ЕС сирийских переселенцев. Считается, что сейчас они заслуживают лучшей участи, чем граждане, скажем, уже списанных Ирака, Ливии или Афганистана. За это свое участие Анкара требует для себя от Евросоюза введения безвизового режима и каких-нибудь 6 млрд евро. "Каких-нибудь" – это потому, что в кулуарах турки говорили о двадцати. Но при этом "уже шесть", поскольку еще несколько месяцев назад они соглашались на три.
В этом, собственно, и кроется главный недостаток принятого на саммите в Брюсселе плана. Он турецкий. А значит, Эрдоган всегда может изменить его по своему усмотрению. Естественно, в сторону удорожания. Анкара ведет себя, как коллекторское агентство. С той лишь разницей, что она не только берется решить проблемы ЕС, но и деньги выбивает с него же. При этом речь и вовсе не идет о соблюдении прав человека, которого хотят менять, как вещь. Когда людей становится слишком много, что-то надо ограничивать: либо права, либо людей. Сомнения вызывает реализация. Кто в Европе будет идентифицировать и отлавливать экономических мигрантов, если все без документов? Как их станут депортировать в Турцию? Какими методами она удержит нелегалов от рецидива?
Вопросов слишком много, чтобы считать задачу выполнимой. Но если после встречи европейских лидеров с премьером Давутоглу нужно было изобразить прорыв, то и это условие пойдет. По крайней мере, уже есть, что обсуждать, кроме неспособности ЕС справиться с миграционным кризисом. Хотя решение саммита – это и есть апофеоз его бессилия. Он пытается заклеить дыру в батарее пластилином. Но ситуация теперь такая, что если не поменять систему, надо будет менять дом. Любой другой обмен – обман. Понятно же, что Турция не пошевелится даже, пока не получит деньги. А как только получит, ей и вовсе не надо будет шевелиться. Разве что для еще больших денег.
ЕС обнажил свое слабое место: оно у него везде. От Анкары поэтому не требуется семи пядей под феской, чтобы давить на него. И Евросоюз будет платить. Ему-то в отличие от мигрантов точно никуда ни деться. Он крепко подсел на турецкую иллюзию. Пока еще думает, что всегда может с нее соскочить. И даже поклясться в этом готов, мол, даю Грецию на отсечение. Но ведь даст же. Именно к этому приведет блокирование "балканского маршрута". К нему склоняются. Наивные. Все еще думают, что от зависимости можно избавиться вместе с рукой, в которую вкалываешь шприц. Иглы не надо, если необратимость – уже в крови.