Лидеры 28 стран ЕС и премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу в ночь на 8 марта согласовали шесть принципов миграционного соглашения, которое призвано положить конец нелегальной миграции в Евросоюз с Ближнего и Среднего Востока по "балканскому маршруту" и позволит восстановить действие Шенгенского соглашения внутри самого объединения.
Согласно плану, Турция заберет прошедших в ЕС нелегальных мигрантов, вместо каждого из которых отправит в Евросоюз "легального" сирийского беженца и будет забирать всех пробравшихся через ее территорию новых нелегальных мигрантов. Взамен она получит ускорение переговоров о визовой либерализации, переговоров о присоединении к ЕС и выделения предусмотренных для нее ранее 3 млрд евро. Кроме того, стороны намерены совместно улучшать гуманитарную ситуацию в самой Сирии. К следующему саммиту 17-18 марта на базе этих принципов составят итоговое соглашение.
Евросоюз продолжает торг с Турцией, и пока Анкара находится в более выигрышной ситуации, считает старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН, политолог Владимир Оленченко.
"В достигнутом соглашении позиция Евросоюза становится более жесткой и непривлекательной. Она заключается в том, чтобы любыми средствами добиться того, чтобы, как они выражаются, задерживать беженцев на дальних границах – то есть на внешних границах ЕС. Ну и поскольку основным направлением считается Турция, то внимание Евросоюза сейчас сосредоточено именно на ней. Двигателем этой идеи является (канцлер ФРГ Ангела) Меркель, ее стратегия. И предполагается, что будут выделяться деньги Турции для обустройства беженцев на ее территории. И те, якобы, не будут испытывать желания двигаться в Европу. Это одна часть. А вторая – как быть с теми, кто уже прибыл в страны ЕС. Вот здесь уже обеспокоенность выражается со стороны ООН и других международных организаций в том, что беженцев будут просто, не дожидаясь рассмотрения по сути их вопроса, отправлять обратно в Турцию. При этом Турция говорит, что готова их принять", – сказал Владимир Оленченко в эфире радио Sputnik.
По его мнению, европейцы в вопросе мигрантов уже готовы не замечать очевидные и далеко не гуманные обстоятельства.
"Европа либо лукавит, либо закрывает глаза на то, что (президент Турции Реджеп Тайип) Эрдоган – это личность далеко не гуманитарная и не та, к которой применимо то, что европейцы называют демократическими ценностями. Турецкий лидер и со своими гражданами обходится совсем не гуманно. Люди – это же не фигурки с шахматной доски, в которые поиграли, а потом положили обратно в коробку до следующего раза. И, конечно, это вызывает и недоумение, и тревогу, и порождает вопросы: как тогда решаются и другие гуманитарные проблемы, если так вот относятся к беженцам?", – отметил политолог.
Наряду с этим, полагает он, обеспокоенность рождает и якобы готовность Турции отсеивать террористов перед направлением беженцев в ЕС.
"Мне кажется, что это больше лозунг, чем конкретные действия, к которым готова Анкара. Пока мы не видели каких-то примеров в новейшей истории, где бы Турция успешно справлялась с мигрантами. И, конечно, те взаимоотношения Турции с ИГИЛ, о которых нам известно, порождают глубокие сомнения в турецкой готовности. Но ни Эрдоган, ни силы, которые за ним стоят, не могли бы проводить такую политику, мягко говоря, примирительного отношения к террористам, если бы не ощущали внешнюю поддержку. А она исходит не только из Европы, но и из-за океана. Такая чехарда на руку только тем людям, которые лишь рядятся в тогу беженца и хотели бы попасть в Европу", – сказал Владимир Оленченко.