Министры нефти Венесуэлы, Ирана и Ирака планируют обсудить сегодня в Тегеране предложение о заморозке добычи нефти, выдвинутое в Дохе, сообщил агентству Sputnik источник в пресс-службе министерства нефти ИРИ.
Во вторник, 16 февраля, по итогам встречи в столице Катара между министром энергетики РФ Александром Новаком и представителями стран ОПЕК была достигнута договоренность о готовности заморозить добычу нефти в 2016 году на уровне среднеянварских показателей, если другие производители присоединятся к инициативе. Решение уже поддержали министры нефти Эквадора, Алжира, Нигерии и Омана.
Иран не принимал участие в прошедшей встрече. Но, как заявил ранее по телефону РИА Новости исполняющий обязанности замминистра нефти Ирана Масуд Хашемиан Эсфахани, Тегеран призывает страны к широкому сотрудничеству для достижения высоких цен на нефть и будет стараться добиться этой цели разными способами.
Эксперт по странам Ближнего Востока, политолог Никита Смагин считает, что сегодняшние переговоры в Тегеране не будут легкими.
"Уговорить на это Иран будет непросто. Он снизил добычу в период санкций и сейчас меньше всех заинтересован в том, чтобы ее замораживать. Он уже неоднократно заявлял, что хотел бы выйти на досанкционный уровень. Склоняюсь к тому, что Иран как-то переформатирует этот вопрос, что, например, мы доведем добычу до предсанкционного уровня, а потом уже и заморозим. И если все же удастся с ним договориться, то это будет ключевое решение, большой прорыв в продвижении договоренностей, полученных в Дохе", – сказал Никита Смагин в эфире радио Sputnik.
То же самое, по его мнению, касается и Ирака. Однако доводы у инициаторов предложения о замораживании добычи нефти убедительные.
"Ирак сейчас находится в сложном положении, во многом связанном с военной обстановкой. И он также не сильно заинтересован в том, чтобы уменьшать добычу нефти. Но здесь ситуация особенная. Ни Ирану, ни Ираку не предлагается уменьшать добычу в одностороннем порядке. К ним приезжают с достаточно конструктивным предложением, что мы все заморозим добычу на январском уровне. Нужно понимать, что в последнее время весь мир наращивал добычу нефти. И зафиксировать ее на январском уровне – это значит закрепить ее на одном из самых высоких уровней за всю историю. То есть Ирак должен быть более сговорчивым в этом плане", – считает эксперт.
В любом случае, по его словам, процесс пошел, и если странам-производителям удастся договориться, можно ожидать стабилизации на нефтяном рынке.
"Сам факт того, что Россия договорилась со странами ОПЕК о подобной "заморозке" – это первый подобный прецедент в истории. Конечно, не стоит ожидать того, что подобное решение изменит ситуацию так, что цены снова подскочат за 100 долларов за баррель. Но определенной стабилизации можно ожидать в принципе. Тут речь ведь идет о 35-40% мирового рынка нефти, это значительная цифра. А если к этому удастся подключить еще и другие страны, то можно ожидать серьезных изменений. Но, конечно, в долгосрочной перспективе", – заключил Никита Смагин.