Россия предъявила доказательства для расширения своих границ в Арктике. В заявке, направленной в ООН, упомянуты хребет Ломоносова, поднятие Менделеева, Чукотское плато, южная часть хребта Гаккеля и котловина Подводников. Если эти районы будут признаны продолжением континентального шельфа России, у страны появится приоритетное право на их разработку. Ресурсы углеводородов здесь – 4,9 млрд тонн условного топлива. О границах в Заполярье сейчас спорят пять стран – Россия, Норвегия, Дания, США и Канада.
Россия более 10-ти лет собирала доказательства для расширения шельфа в Арктике, поэтому заявка Москвы – самая убедительная из представленных в ООН, сказал в эфире радио-шоу "КомпАс" на радио Sputnik заместитель директора по научно-организационным вопросам Института географии РАН, кандидат географических наук Николай Осокин. И дело здесь не в политике, а в науке, отметил эксперт:
"Не все так просто. Мы должны доказать иностранным ученым, которые будут выступать экспертами по российской заявке в ООН, что эта территория является продолжением российского арктического шельфа. Для того, чтобы это доказать, необходимо провести много бурений под водой, получить колонки грунта. А бурить нужно несколько километров под океаном и льдом. У западных геологов несколько другая точка зрения на развитие арктического бассейна. Примут ли они все собранные Россией доказательства, пока сказать однозначно нельзя. Но при этом новая заявка лучше проработана, чем та, которую Россия подавала ранее. Она основана на большом объеме фактического материала. Но рассмотрение заявки – дело небыстрое, потому что нет специально созданной постоянной экспертной группы. И у специалистов, которых привлекут, есть и другие проекты для изучения. Поэтому, даже если решение будет положительным, это случится не завтра – это может затянуться на несколько лет".
Международный интерес к Арктике резко вырос всего несколько лет назад, напомнил Николай Осокин. Многие страны обратили внимание на природные ресурсы Арктики, а из-за потепления климата и таяния льдов открылись новые возможности для судоходства.
"После того, как в последние несколько лет наметилось потепление и количество льдов стало меньше, сразу вспомнили, во-первых, о Северном морском пути. По нему можно минимум в два раза быстрее добраться, например, из Мурманска до Японии, чем вокруг Европы и Азии. Во-вторых, ученые, конечно, предполагали, что на шельфе есть запасы углеводородов, потому что структуры похожи на те, которые есть, например, в Западной Сибири. Но бурить с ледяных полей технологий нет. И тогда нефть была подешевле, а затраты были бы довольно большие. Потом нефть подорожала до 150 долларов за баррель, и при таких ценах все заинтересовались арктическими запасами и готовы были разрабатывать технологии добычи. При таких ценах любая нефть выгодна", – отметил эксперт.
Николай Осокин, полярник и участник более 15-ти научных экспедиций в Арктику и 10-ти в Антарктиду, также рассказал в эфире радио-шоу "КомпАс" о быте ученых-полярников, о дружбе с северными оленями и местной фауной, а также о том, как присоединиться к арктической экспедиции.
Слушайте полную версию выпуска радио-шоу "КомпАс" >>