Автор Михаил Шейнкман
Правительство Франции покинул самый молодой премьер-министр. Пусть его называли так двадцать два года назад, но история таких вещей не забывает. Тем более, тогда это был социализм с тем еще человеческим лицом. Франсуа Миттерана. Это он, в ту пору президент, приметил и вывел в большую политику 37-летнего Лорана Фабиуса. Сегодня уже экс-министр иностранных дел, наверное, даже сам точно не скажет, такое ли будущее в 1984 он представлял себе блестящим.
Его называли преемником великого Миттерана, а он сменит Жана-Луи Дебре. Кто это – даже во Франции не все знают. А между тем, это председатель Конституционного совета. Как сейчас говорят в Елисейском дворце – чрезвычайно важного института. Для Елисейского дворца – как минимум в третьей степени. Именно Совет должен утвердить те самые чрезвычайные поправки о чрезвычайном положении, которые чрезвычайно нужны Олланду, чтобы поправить свой имидж. Вероятно, это сделали бы и без Фабиуса. В обществе сейчас запрос на жесткие меры, вплоть до лишения террористов французского гражданства. А в Совете тоже люди сидят. Но, во-первых, все-таки надежней, если главным из них будет свой человек. Во-вторых, перевод Фабиуса в такой важный момент в последнюю инстанцию – это и есть благодарность за его добросовестную службу на ниве внешней политики.
Почетней отставку, пожалуй, и не придумаешь. Тем паче, если учесть, что перспективы самого Олланда и всего его правительства после 2017-го выглядят более туманно. Иными словами, экс-главе МИД есть, чем себя утешить. Всем остальным он едва ли признается в том, чему обязан такой президентской милостью и такого ли вознаграждения ожидал за эти несколько лет беззаветной преданности. Во Франции никто точно не скажет, почему у Олланда Фабиус отклеился. Но вряд ли это из-за скандала с его старшим сыном Тома. Это в США его только теперь обвинили в использовании необеспеченных чеков в казино Лас-Вегаса и возбудили уголовное дело. А в Пятой республике за ним давно водится слава прожигателя жизни, что отнюдь не мешало карьере отца.
Вероятно, сейчас для Фабиуса-старшего все просто сошлось самым неблагоприятным образом. Тут ведь еще и увольнение с должности министра юстиции Кристиан Тобира и назначение вместо нее мужчины нарушили обещанное Олландом равенство полов в правительстве. Хотя об отставке главы МИД заговорили раньше, чем эпатажная Тобира оседлала свой велосипед. Фабиусу оседлать было нечего. В отличие от нее у него так и не нашлось своего конька. Но если Тобира напрашивалась на увольнение, выступая против жестких антитеррористических мер, то Фабиус ни словом, ни жестом не выказывал расхождений с генеральной линией. Он олицетворял внешнюю политику такой, какая она есть. Поэтому и выглядит все так, будто его убрали ни за что. Действительно, ничего же "такого" не сделал, говорят одни. Так какой смысл тогда им дорожить, по аналогии с известным стаканом отвечают иные.
Фабиус следовал по течению, заданному Олландом. Но это по его департаменту проходили "Мистрали", антироссийские санкции, проамериканские решения. То есть, все то, что заставляет французов стыдиться. Было еще, конечно, и участие в "нормандском формате". Но отставка незадолго до очередной встречи министров доказывает, что сам Олланд роль Фабиуса не считал в нем определяющей. Хотя сейчас, кажется, что и о МИД, как таковом, он думает так же. Иначе не стал бы убирать его главу до того, как найдет ему замену. Понятно, что в любом случае это будет кто-то из "обоймы". У Олланда не такая уж и длинная скамейка. Ему нужна классическая рокировка. В шахматном смысле. Когда король уходит в глухую оборону в надежде отсидеться за пешками.
Он тестирует общество своими кадровыми решениями. Наверное, в расчете на то, что оно оценит его принципиальность. Хотя в истории с Фабиусом, скорее, стоит говорить о дальновидности. Это не просто перемена мест слагаемых власти. Президент вывел соратника за скобки своего срока. И в любом случае обеспечил ему девять лет на высокой государственной должности. С Олландом они еще встретятся. И довольно скоро. Экс-президент Франции становится почетным членом того же Конституционного совета автоматически.