Автор Михаил Шейнкман
"А у вас нет точно такого же расследования, только с признанием российской вины? Нет? Будем искать". Варшава, спустя шесть лет после падения польского "борта номер один" под Смоленском с Лехом Качиньским и его свитой возобновляет поиск причин авиакатастрофы. Это значит, что Москве, видимо, шьют очередное "полониевое дело". И не только потому, что радиоактивный полоний, собственно, и назван в честь Польши. А потому, что она тоже, как и Британия с Литвиненко, через годы вытаскивает скелет из своего шкафа, чтобы подбросить его России.
Накануне министр обороны Мацеревич подписал необходимые документы о начале работы новой комиссии, в которую вошли местные и иностранные эксперты. Общим числом в 21 человек. Среди них, между прочим, как они его представляют, "российский экономист Андрей Илларионов". Тот еще "авиаспециалист". Летать не может, но о том, какой в России климат – порасскажет всякое. И о том, кто в ней погоду делает – тоже. Он из отряда касьяновых и пономаревых. Их ночью разбуди вопросом "кто виноват?", от зубов отскочит: "Путин". Собственно, для того правящие поляки и смахнули с этой авиакатастрофы пыль, чтобы под это имя ее подогнать.
Одна правительственная комиссия здесь уже работала. Еще в бытность премьером Дональда Туска. Но, как и МАК, смогла доказать лишь ошибку экипажа, который не сумел справиться ни с погодными условиями за бортом, ни с высокопоставленным давлением в кабине. Но такая смерть экс-президента получилась какой-то не героической. И даже не геополитической, что ли. Поэтому его брат-близнец Ярослав сразу сказал: пересмотрю, вот только власть верну. Вернул. В Польше теперь всему пришел "ПиС". И аргументации, видимо, тоже. Ведь черновик у них уже практически готов. Тот же министр обороны Мацеревич, будучи оппозицией, возглавлял параллельную комиссию. В ее отчете причиной крушения называется серия взрывов в салоне, а ответственность возлагается на Россию.
Наверняка в итоге добавят еще и Туска. Экс-премьера Польши, а ныне главу Евросовета хотят привлечь за саботаж и халатность в проведении расследования. Но он если и пойдет, то паровозом. А самолет повесят на Кремль. Самое время. Сейчас как раз у Запада "поперло". Британцы как лихо с Литвиненко разобрались! Американцы так и вовсе объявили, что совсем не обязательно доказывать преступления русских. Достаточно того, что они, в смысле русские, есть. А у Варшавы такое дело зря простаивает. Им бы в свой творческий коллектив добавить еще голландскую комиссию по расследованию причин катастрофы малайзийского "Боинга" над Украиной и британского судью Оуэна. Он же несет мировой юриспруденции новое слово: "возможно". А под Смоленском – раздолье для его умозаключений. Во-первых, как ни крути, во всем виновата российская природа. Во-вторых, если русские перед парадом облака разгоняют, значит – и нагнать могут. Во всяком случае, Москва не доказала, что это не она тучи подослала. В-третьих, российская власть, как это у него, "не могла не быть заинтересована в гибели Литвиненко". В смысле, Качиньского. Тут, важно, чтобы старина Оуэн дела не перепутал.
Между прочим, в главном предварительные выводы новой польской комиссии ничуть не противоречат результатам прежнего расследования. Они считают, что самолет распался еще до удара о землю. Но так и в докладе МАК указано, что за километр до взлетно-посадочной полосы лайнер коснулся деревьев, а через 250 метров, расколотый березой, рухнул на землю.
Надо полагать, людям Качиньского не составит труда доказать, что это была именно русская береза. А они где попало не растут! В их расследовании это будет, пожалуй, единственный юридический факт.