Автор Михаил Шейнкман
Римские боги, наверное, сошли с ума. Так с ними, пожалуй, со времен войны с титанами не обращались. В родной и милой сердцу Италии им буквально устроили темную. Неизвестно, видел ли когда-нибудь президент Ирана Роухани их во всей красе, но даже в самом Капитолийском музее ему это сделать не удалось. Чтобы не смущать высокого восточного гостя, статуи Венеры, Диониса и еще пары-тройки обнаженных небожителей упекли в панели. На Апеннинах, правда, все еще не определились с предлогом. Это античные шедевры оказались в панели, или власть на ней. И прикрыли-то наготу лишь на мгновения, а уже который день вся страна сгорает от стыда.
Ощущение такое, будто Италия чего-то лишилась. В ней еще не говорят, что чести, но уже вспоминают о поруганной гордости и уважении. На самом деле, кажется, что исчезло что-то неуловимое. И вроде бы все прелести богов вернулись на всеобщее обозрение, а концов не найти. По крайней мере, если судить по тому, что до сих пор так и не ясно, кто заставил произведения мирового искусства "сыграть в ящик". Столичное ведомство охраны культурного наследия – это оно заведует музеями – объявило, что не имеет никакого отношения к визиту президента Ирана, и отправляет всех в службу протокола главы правительства. Министр культуры Дарио Франческини заявил, что и он, и его начальник Маттео Ренци были не в курсе скандального решения, которое он назвал "непостижимым".
Ведомство премьер-министра даже начало внутреннее расследование музейной истории. Это чтобы алиби себе обеспечить, не сомневаются критики Ренци. Они полагают, что прикрыть божественную красоту могли только по его прямому распоряжению. Правые обвиняют его в лицемерии, в неуважении к искусству и традициям своей страны. Говорят, в погоне за выгодными контрактами поступился культурной идентичностью. И удивляются, как еще удержался, чтобы не пасть ниц и не поцеловать ручку. Хотя всего-то и последовал совету Микеланджело. Это же великий итальянский скульптор учил: чтобы получить результат, надо убрать все лишнее. Ренци и убрал. С глаз долой.
Наверное, это было даже слишком любезно с его стороны. Могли, скажем, нарядить Венеру в хиджаб, а на Диониса тогу набросить. Чтобы хоть голову не терять. В принципе, Роухани вообще не стоило водить в Капитолийский музей, коль скоро изначально знали, что это – не его искусство. Но как в таком случае Ренци показал бы гостю свое расположение? Именно оно в тот день должно было стать главной достопримечательностью Рима. Для президента Ирана ведь уважение Запада и есть настоящая "музейная редкость". Ее итальянский стиль он оценил весьма высоко. На 17 млрд евро контрактов. Так что, фигурально выражаясь, "Париж стоит мессы".
Сам Париж, кстати, стоил дешевле. С Францией Иран подписал соглашений лишь на 15 млрд. Олланд оказался более принципиальным. Он предпочел отказаться от обеда с Роухани, но не от вина. Может быть, теперь думает, а в нем ли истина. Ренци, между прочим, даже не думал. Ради президента Исламской республики исключил алкоголь из меню. Но это, как говорится, дело вкуса. А вот с богами он все-таки погорячился. Их статуи вернули свой прежний вид. Премьеру это будет сделать гораздо сложнее.